Вера и разум

«А. Ф. Лосев так говорит о единстве веры и знания: «Если вы верите во что-то или кого-то, то этот кто-то или что-то имеет для вас характерные черты, делающие его узнаваемым. Если таких черт нет, то и веры нет.  Вы знаете объект своей веры и благодаря знанию выделяете его из мира остальных явлений и предметов. Знание оказывается необходимым для веры и логически  с нею связанным».

Апостол Павел сказал, что «знание надмевает». И принято думать, что чем больше ты знаешь, тем проще впасть в гордыню. Однако знание надмевает не всех.

…католики… считали, что по-настоящему просто и ясно верить может только неискушенный в науках человек. Было даже такое словосочетание: вера угольщика, т. е. свободная от сомнений вера труженика, противоположная вере умников, всю жизнь проведших над книгами и полных не столько благодатью, сколько сомнениями.

Вот именно эта раздвоенность западного сознания в отношении веры и знания унаследована нами. Нам тоже кажется, что на мудреца довольно простоты, и мы боимся знания и науки, предполагая в них угрозу для наивного и детского восприятия веры.

Я думаю, что из занимавшихся наукой засомневались в Боге, отпали от Него и повредились те, кто и без науки засомневался бы, отпал и повредился, но по другим причинам. Знание повышает планку требований к человеку, и может показаться, что лучше поменьше знать, чтобы меньше искушаться, но все христиане призваны к непрестанному совершенствованию, и, убегая от одних соблазнов, мы все равно встретим другие. Поэтому бесполезно и неплодотворно насильно удерживать себя в возрасте коротких штанишек и довольствоваться детской верой. По словам Достоевского, его «осанна» прошла через горнило жутких сомнений. Думается, что торжествующая вера святых и хвалебная песнь избранных в Небесном Иерусалиме – это и есть песнь тех, кто прошел через великую скорбь и большие сомнения.

Истинное просвещение – это плод действия Святого Духа. И это вселение Христа в человека, а поскольку Христос есть Свет и нет в Нем никакой тьмы, то христоносец просвещен воистину. Как достигнет человек цели своего существования, со знаниями или без, - вопрос второстепенный. Но нельзя свою нелюбовь к учебе, свою косность и невежество возводить в принцип церковной жизни и хвалиться этими качествами.

Безусловно, люди все разные, и способность к учебе, к ремеслам, практической деятельности у всех самобытны. Есть много людей, которым на всю жизнь хватит одного Евангелия для души и одного ремесла для соискания насущного хлеба. Но есть и те, кто призван к большему, и им грешно закапывать талант в землю. Грешно было бы Ломоносову остаться в архангельской деревне и всю жизнь тянуть рыбацкие сети. Не потому, что сети плохи или унижены в глазах Божиих, а потому что он мог больше, а значит, и должен больше. Так же и святитель Василий Великий, знавший в Афинах только два занятия – учебу и молитву, - весьма обеднил бы всю Церковь, если бы не был усердным именно в учебе. Кстати, о святителе Василии. Его обширная эрудиция вмещала в себя все области тогдашней науки: медицину, географию, философию, естествознание… И страшно, и радостно думать о  том, какими мощными идеями было бы оплодотворено православное богословие, если бы святитель Василий жил сегодня и был знаком с открытиями современной науки. И ведь совершенно очевидно, что мир ежедневно нуждается в хлебопашцах и ремесленниках, но так же очевидно, что в каждую эпоху миру нужен свой Василий Великий. А выявить их можно лишь охватывая процессом преподавания знаний широкие массы людей.

…У одного умного человека  я прочел следующую фразу: мы заменили мудрость на знания, а затем знания – на сведения. Эта фраза ставит диагноз нашему обществу в отношении проблем, связанных с учебой, получением образования. Человеку нельзя давать просто сумму знаний, некий объем информации. Человека нужно учить думать, сопереживать, искать. Нужно пробуждать в нем творческие подходы к жизни, чем бы он ни занимался. Конечно, христианству есть что сказать на эту тему, ведь такие понятия, как образование, воспитание и просвещение, имеют христианские корни. Образование связано с образом Божиим в человеке, с его выявлением и просветлением.  Без этого образование не может быть истинным. Воспитание имеет смысл напитать, т. е. накормить человека, а Истинным Хлебом является Христос. Только вкушающий эту Пищу не умрет вовеки. О просвещении мы говорили выше, оно связано с Тем, Кто сказал о Себе: Я свет миру.

…Подумаем, например, об отношениях между учеником и учителем. Все драгоценное в мировой культуре, все высшее, чего достигло человечество, выросло на таком подходе к образованию, при котором оно является не трансляцией информации, а передачей живого опыта, трансляцией личности учителя – ученикам… В известной клятве Гиппократа врач обязывался при необходимости кормить и содержать учителя в старости, оказывать помощь его детям. Ученик мог долгие месяцы и даже годы жить в семье учителя как служка и не приступать к освоению искусства или науки. Сначала он должен был просто есть с учителем из одной посуды и спать под одной крышей. Наша система «пришел – отчитался – поставил оценки» рассчитана на автоматы с газированной водой, а не на живых людей и будущих специалистов.

…Ведь человек – это непрестанно трудящееся и развивающееся существо, стремящееся к идеалу. А идеалом является воплощенная Истина – Богочеловек Иисус Христос… Именно Евангелие, прежде чем довести человека до Неба, позволяет ему остаться самим собой, а не разбиться вдребезги под напором новейших античеловеческих учений и идей.

…Поэтому нужно изучать весь спектр наук о человеке. Это важнее, чем изучать науки об атомах, магнитных полях, информационных технологиях…». 

Из книги протоиерея Андрея Ткачёва «Мы вечны! Даже если этого не хотим»

"Я прославляю прославляющих Меня"
1 Цар. 2, 30

Наши новости

Школа "Азы Православия"

15 февраля в библиотеке №14 (г. Нижний Тагил, ул. Техническая, 3) состоялось занятие  в школе "Азы Православия " для пенсионеров и инвалидов Тагилстроевского района, посвященное празднику Масленица.

 

 

Новое имя в литературе: Николай Гаврилов

В праздник Сретения в Литературной гостиной «Беседа с собственным сердцем» произошла встреча с творчеством минского писателя Николая Гаврилова.

 

 

 

Приглашаем всех желающих на заседание Литературной гостиной

Дорогие друзья!

Нравится ли вам художественная литература, поднимающая серьёзные вопросы?

Многие современные авторы пишут «лёгкие» книги для неутомительного чтения. Но белорусский писатель Николай Гаврилов продолжает традиции русского реализма, его романы «Разорвать тишину», «И, отрёт Бог всякую слезу» и рассказ «Хлеб» посвящены истории Большого террора, Великой Отечественной войне и войне в Донбассе.

На встрече в Литературной гостиной состоится презентация произведений писателя, к сожалению, малоизвестного сегодня широкому кругу читателей.

Литературная гостиная состоится  15 февраля 2016 года в 18-00 в библиотеке № 15 (г. Нижний Тагил, ул. К. Либкнехта, 19)

 

У каждого свое испытание

Участники проекта «Кинопанорама», посмотрев российский фильм режиссера Егора Баранова «Иерей-сан. Исповедь самурая», собрались для его обсуждения в Библиотеке №15. 

 

Проект "Право, славно отдыхаем"

Вне учебное общение

Жизнь Миссионерских курсов чрезвычайно разнообразна, и в течение года по различным темам реализуются проекты, которые не только помогают укрепиться в вере, но и расширить свой кругозор.

 

Яндекс.Метрика