Слово Патриарха

Кроткий – не значит слабый

Есть ли прогрессу дело до человека?

Чем унывающий человек похож на спящего

Без Бога общество обречено на саморазрушение

Тайна прощения

Прощение есть некая тайна в отношениях между людьми. Исполнение этой тайны прямо относится к Божиему Царству: «уподобилось Царствие Божие царю…» (см. Мф. 18:23). Святой Григорий Богослов произносит замечательные слова на эту тему: «Прощай, и будешь прощен». Я бы предложил эту короткую фразу: «прощай, и будешь прощен» — написать крупными буквами и у себя в комнате разместить так, чтобы каждый день ее видеть. А святой Ефрем Сирин говорит: «Если не прощаешь, оставь пост и молитву». Оставь — они не нужны, они не принесут никакой пользы. Как же так? Тот самый пост и молитва, с помощью которых бесы изгоняются (см. Мф. 17:21), — а Ефрем Сирин говорит: оставь пост и молитву, они будут впустую, ничего не получится. Хоть лоб разбей, молись хоть сутками, — Царствие Небесное будет для тебя затворено.

А святой Иоанн Златоуст, развивая эту тему, говорит: если кто-то тебе много должен или слишком тебя обидел, поспеши его простить, потому что чем больше простишь, тем больше тебе будет прощено. Оказывается, прощение — это некий механизм очищения нас от грехов: чем больше прощаем, тем больше прощается нам. И вся наша круговерть, все наше повседневное беспамятство, все наши большие и малые грехи, — все это омывается и стирается из книги жизни и не будет представлено на суд, если мы прощаем. А если к этому прибавить еще и пост с молитвой!

А что означает прощение с социологической точки зрения? Ведь большинство проблем, существующих в обществе, проистекают от злобы, от зависти, от непрощения, от желания добить противника до конца. Но действительно ли противник такой плохой? Можем ли мы вообще судить о том, что внутри души человеческой? Если же мы прощаем, мы снимаем всю проблематику конфликта.

Кто-то скажет: так ведь на этом фоне будут и преступления совершаться, и люди злые будут торжествовать. Но ведь никто не призывает позволять людям с преступными наклонностями творить зло за счет того, что мы готовы их простить. Если государство будет прощать всех преступников, жизнь превратится в ад. Речь о другом. Когда святые отцы говорят о прощении, они говорят о состоянии нашей души. Мы не должны держать зла на человека. Даже если он вступает в схватку с нами, мы должны молиться за него и простить его, свидетельствуя пред Богом: Господи, я не виновен пред ним и я прощаю его. Я предаю его в Твои руки ― вот слово христианина. Не мы вершим суд в наших межличностных отношениях — мы должны предать Божественному суду того, кто нас несправедливо обижает, а сами оставаться свободными от злобы, зависти, гнева, желания отомстить. Вот тогда и прощаются наши грехи — чем более страшного человека мы простили, который сильно нас обидел, тем больше прощается грехов. В этом величайшая логика Божественной жизни.

Из слова патриарха Кирилла после литургии

на соборной площади подмосковного

Николо-Пешношского монастыря, 24 августа 2014 года

 

Церковь – это и есть таинство

Я бы сказал, что сама Церковь есть таинство, потому что она есть место особого присутствия Божия – место, где осуществляется встреча и соединение Бога и человека. А такое соединение невозможно без таинств. Таким образом, таинства и Церковь теснейшим образом связаны друг с другом, и через таинства реализуется природа Церкви. Таинства имеют благодатное и спасительное воздействие на человека только в Церкви, и Церковь не может быть истинной и благодатной, если в ней не осуществляются таинства. Без таинств Церковь престает быть Церковью и в лучшем случае  становится группой людей, объединенных общностью убеждений. В этой группе может сохраняться стремление её членов к личному совершенствованию и солидарность в практической деятельности, но будет отсутствовать благодатное соединение со Христом во Святом Духе, через которое обретается прощение грехов и дар спасающей благодати. Только через таинства человек приобщается к божественному бытию.

Из выступления Патриарха Кирилла на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах»

 

Главная и неизменная цель Церкви 

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии V Всецерковного съезда епархиальных миссионеров

«Миссионерство как свидетельство о Христе-Спасителе составляет одну из важнейших задач Церкви. Оно является исполнением слов Господа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). Это великое поручение непосредственно связано с главной целью существования Церкви — соединение людей с Богом. Единство же с Творцом невозможно без обретения веры, но, по слову апостола Павла, как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (см. Рим. 10, 14).

Посему любое направление церковной деятельности должно быть сопряжено со свидетельством о Христе Распятом и Воскресшем».

Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла

на открытии V Всецерковного съезда

епархиальных миссионеров 23 ноября 2014 года

«Во все времена главной и неизменной целью церковной миссии является приведение людей ко Христу, спасение душ человеческих. Спасение, по премудрому Промыслу Божию, достигается не в одиночку каждым человеком, но сообща — в общине верных. Так определил Сам Господь, Который создал Церковь земную и даровал всем ее членам непреложное обетование, что врата ада никогда ее не одолеют (Мф. 16:18). Святые отцы, размышляя об этом Божественном установлении, единодушно свидетельствуют о том, что вне Церкви, вне этой общины верных нет и спасения. Приход же является частью большой церковной семьи, малой общиной верных, где люди, собирающиеся в храме вокруг Евхаристической Чаши, обретают настоящее духовное единство — мистическое единство во Христе».

Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла

на открытии Архиерейского Совещания 2 февраля 2015 года

 

Сила веры и любовь к своему Отечеству

Октябрьский переворот, гибель царской семьи, вакханалия беззакония, предательства и террора, массовые репрессии – всё это стало огромной трагедией для нашего народа. Страна потеряла миллионы людей, которые либо погибли, либо были вынуждены  навсегда покинуть Россию.

Именно в зарубежье родился феномен «другой» России. Сколько мы знаем рассказов о том, что изгнанники, покидая отчий дом, заворачивали в платочки несколько горстей родной земли, дабы в дальних странах, где придется им осесть, чувствовать свою неразрывную связь с Родиной!

Огромное значение для всей многомиллионной русской диаспоры имела Церковь, ставшая объединяющей силой, центром притяжения для наших зарубежных братьев и сестер. Она утешала их, поддерживала и восполняла их душевные и духовные силы. Стремление наших соотечественников сохранять веру предков было настолько сильно, что люди, перебравшиеся на новое место жительства, первым делом заботились о построении храма или, по крайней сере, устройстве молитвенных помещений. Многие передавали в качестве дара вывезенные из России семейные святыни и реликвии, которые и поныне можно встретить в наших зарубежных приходах. Несли и последние сбережения с надеждой общими усилиями обрести место молитвы и духовного утешения. Показательно, что это происходило на фоне неимоверных трудностей с обустройством собственного быта эмигрантов, которые ютились во временных жилищах.

Всегда с особым чувством вспоминаю свой опыт жизни вдали от Родины, связанный с назначением меня настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве. Я благодарю Бога, что Он провел меня через этот опыт соприкосновения с людьми, пострадавшими в результате нашей национальной трагедии, но сохранившими и силу веры, и любовь к своему Отечеству.

Из слова Патриарха Кирилла на V

Всемирном конгрессе соотечественников,

 проживающих за рубежом, 5 ноября 2015 года

 

Голос сердца

Преподобному Исааку Сирину принадлежат замечательные слова о том, что начало борьбы с грехом полагается трудом, молитвой и постом. Почему преподобный на первое место ставит труд? Разве мы не трудимся каждый день, для того чтобы получать зарплату, кормить себя и свою семью? Разве мы не отдаем большую часть времени этому труду? Спасает ли нас этот труд? Совершенно очевидно, что преподобный Исаак Сирин имел в виду иной труд – добродетельный, милосердствующий, труд Христа ради, труд, который являет подлинную добродетель. Обычно такой труд люди совершают не за зарплату, не за деньги, не за вознаграждение, а именно во славу и во имя Божие.

У преподобного Никодима Святогорца находим замечательные слова: «Утруждай себя в молитвенном делании, молясь то готовыми молитвами, то своими, то краткими воззваниями к Господу, то молитвой Иисусовою». И завершает преподобный Никодим эту мысль такими словами: «Молитвой мы привлекаем помощь Божию».

Каждый верующий человек молится. И нам трудно измерить свою молитву, трудно понять, насколько она угодна Богу, достигает или не достигает она Божия престола. Но в какие-то отдельные моменты жизни, и, наверное, это переживает большинство верующих людей, происходит нечто и становится ясно, что вот эта молитва отличается от того, что было ранее. Какие-то особые силы появляются. И не столько умные слова – кстати, умные наши слова Богу не нужны, - сколько голос сердца в этой молитве, и скорбь иногда, и радость. Вот эта сердечная молитва, проистекающая не столько от ума, сколько от сердца человека, которую можно назвать состоянием души, и является той самой молитвой, которая замыкает связь между нами и Богом. Господь слышит эту молитву.

Но как же достичь этого состояния, которого действительно достигали подвижники, отцы Церкви, преподобные угодники? Тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим на камне. Какие же он слова произносил? Да никаких слов не хватит, чтобы молиться тысячу дней и ночей. Значит, его молитва была молитвой не слов, а молитвой сердца - особым состоянием, испытывая которое, человек сознает одновременно, что Бог рядом с ним и слышит его, и отвечает на молитву.

Для того чтобы так молиться, нужно, по слову преподобного Никодима Святогорца, утруждать себя молитвенным деланием. Когда нам иногда кажется, что слишком длинны службы, слишком это утомительно, слишком много всего читается, поется, успокоить себя мы должны тем, что, пусть даже ум наш не все понимает и память наша не все удерживает, и внимание наше не может сконцентрироваться на всем том, что произносится в храме, сам факт молитвенного делания, предстояния пред Господом имеет огромное духовное значение.

Из проповеди Патриарха Кирилла

в четверг первой седмицы Великого поста,

26 февраля 2015 года

 

Как узнать в человеке ближнего своего?

Мы можем быть сильными, мы можем быть способными защищать друг друга, мы можем быть способными объединяться для того, чтобы решать важные задачи, материальные и духовные, только тогда, когда мы будем чувствовать друг в друге ближнего своего. А опознать ближнего нельзя, как только через сотворение добрых дел.

И как замечательно звучат слова Иоанна Златоуста: «Что ты надеешься на то, что Бог даст тебе просимое, если ты не дал своему ближнему?» В самом деле, какое право мы имеем обращаться к Богу и просить: «Господи, помоги мне»? Когда мы так просим, давайте вспомним: может быть, кто-то просил нас помочь ему? За кого-то походатайствовать, кому-то помочь словом и делом или какой-то, может быть, даже самой незначительной материальной суммой? И когда мы с настойчивостью просим у Бога «Помоги!», давайте вспомним: помогли ли мы сами кому-нибудь? Если не помогли, нужно остановиться в молитве, потому что такая молитва не достигнет Божиего престола, пойти и сделать доброе дело – либо тем, кого мы ранее отвергли, либо, может быть, тем, кого мы найдем на пути своей жизни. И если, обращаясь к Господу, мы можем сказать: «Господи, помоги мне, ибо и я в меру своих сил, будучи человеком слабым, но по Твоей заповеди живя, помогаю другим людям», - то Господь услышит нашу молитву.

Все удивительно связано – духовное и материальное, молитва и наша повседневная жизнь, слово Божие с его возвышенными заповедями и реальные радости и трагедии. И когда всю эту взаимосвязанность мы воспринимаем через свой духовный опыт, у нас открываются глаза, мы обретаем видение, мы проникаем в смысл человеческого бытия, мы становимся способными выстраивать свою жизнь в соответствии с самым главным законом человеческого счастья – законом любви, который Бог пожелал положить в основу наших человеческих отношений.

Из слова после Патриарха Кирилла освящения храма Сошествия Святого Духа

 в поселении Первомайское Троицкого административного округа Москвы,

 24 ноября 2013 года

 

Патриарх Кирилл о студенческих ошибках

Я любил учиться, особенно когда был студентом, но сейчас, оценивая свои студенческие годы, замечаю очень много промахов и ошибок. Мне нужно было обращать внимание и на то, и на это, потому что всё то, что я пропустил, мне сегодня бы очень пригодилось. И понимаешь, насколько важны те годы учения и в школе, и в институте, в любом другом учебном заведении: техникуме, колледже; по-разному называются эти ступени образования, но само по себе образование – это образование ума. Это не только формирование знаний и получение информации, это в том числе усовершенствование своей природы, развитие умственных способностей. Вот почему нужно обязательно хорошо учиться. Конечно, много соблазнов, особенно весной, да и в такой осенний день: музыка где-то играет, ребята какие-то по телефону звонят, дискотека, еще куда-то, за город поехать… Много соблазнов, и думаешь: «Да Бог с ним, ладно, необязательно это учить, необязательно читать. Ничего, придет само». А вот и не придет само.

Кроме того, в процессе обучения мы формируем еще одну очень важную сторону нашего внутреннего человека – волевые качества. Ведь человек воспитывается, закаляется всегда через «не могу». Если человека поместить в ситуацию, когда нет никаких преград, когда он легко и просто перемещается в пространстве, произойдет атрофия мышц. Я имею в виду не физические мышцы, а наши внутренние «мышцы». Атрофия этой системы происходит потому, что человек не привык преодолевать трудности. В самом преодолении трудностей заложена огромная сила, способная поднять человека, сделать его действительно содержательным, сильным, а значит, и благополучным.

И, наконец, чувства человека. Мы воспринимаем мир разумом, но в значительной мере мы воспринимаем мир и своим сердцем. Мы восторгаемся прекрасным, мы шарахаемся от ужасного. Мы реагируем на окружающий мир не только рационально, формулируя какие-то логические ответы на те или иные жизненные ситуации и обстоятельства, - мы отвечаем своим сердцем. Даже наши скандалы в семьях или с коллегами – это ведь есть проявление чувств, и от того, какие у нас чувства, зависит наше благополучие. Потому что хорошо известно, как конфликт омрачает внутреннее состояние человека: и конфликт уже прошел, и с человеком вроде расстался, а внутри все гложет. Поэтому воспитание чувств имеет огромное значение для благополучия нашего внутреннего человека, для счастья нашего.

Но, наверное, самое важное, что есть в человеке (а все остальное можно назвать вторичным) – это способность отличать добро от зла, нравственное чувство. Пока человек отличает добро от зла, он человек.

Из слова на встрече с молодежью в Витебске,

28 сентября 2009 года

"Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного"
Мф. 5, 16

Наши новости

О выборе священнического пути

На подготовительном отделении Миссионерских курсов в рамках проекта «Зов Божий» 5 декабря 2017 года состоялась беседа с настоятелем храма во имя великомученицы Параскевы села Кайгородское иереем Виталием Ярмуликом.

Этот проект предполагает знакомство с молодыми служителями храмов, беседы о том, как Господь призвал их на служение, что побудило их встать на этот не совсем понятный для мирского человека путь и многое другое.

 

Новое на сайте

Мы предлагаем вашему вниманию новую рубрику «Над словом Божиим», где будут публиковатся глубокие комментарии к Священному Писанию одного из виднейших проповедников Русской Православной Церкви архиепископа Онуфрия (Гагалюка).

И представляем первый материал «Мы ленивы на доброе, утомляемся от всякого нравственного напряжения, спешим к преждевременному отдыху…».

Подробнее: "Дар времени" - "Над словом Божиим" - "Мы ленивы на доброе, утомляемся от всякого нравственного напряжения, спешим к преждевременному отдыху…"

Северная Русь, широкий простор, который он так любил. Языком живописных метафор рассказывает Прянишников о путях человеческой жизни, который проходит каждый, неся свой крест.

Подробнее: "Мир вам" - "Искусство христианства" - "Благодатный поклон мастера"

В Москве есть известный художник, который половину своей жизни посвятил написанию картин великого святого исповедника, святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

Подробнее: "Мир вам" - "Искусство христианства" - "Молодые современные художники" - "«Нет у нас царя – нужен патриарх»: к 100 – летию восстановления патриаршества"

 

Cеминар «Актуальные проблемы приходского консультирования»

Продолжают работу IV Епархиальные Знаменские образовательные чтения, посвященные теме «Нравственные ценности и будущее человечества».

На секции Миссионерского отдела прошел семинар «Актуальные проблемы приходского консультирования».

5 декабря 2017 года в епархиальном управлении собрались штатные миссионеры, приходские консультанты, слушатели и преподаватели Миссионерских курсов Нижнетагильской епархии.

 

Занятие приходских консультантов

7 декабря 2017 года  в 18-00 в библиотеке Казанского монастыря (г. Нижний Тагил, ул. Выйская,32) пройдет занятие приходских консультантов.

Тема занятия: «Размышления над трудными местами Евангелия». Для миссионера-консультанта очень важно научиться работать с толкованиями святых отцов, беседами богословов и священников.

Приглашаются консультанты, помощники настоятелей по миссионерской работе и все желающие.

Телефон для справок:

8 912 651 35 57  Одинцова Наталья Павловна (Руководитель Школы приходского консультанта)

 

Библиотека духовной литературы

По благословению настоятеля храма Александра Невского (г. Нижняя Салда) протоиерея Михаила Парыгина 28 ноября 2017 года Нижнесалдинскому ОВД была подарена библиотечка духовной литературы.

Основу ее составляют Священное Писание и "Закон Божий" Серафима Слободского. Сотрудников полиции обязательно привлекут внимание книги по истории Церкви, ее таинствах, о человеческих страстях.

Есть также несколько произведений художественной литературы православных авторов, рассказывающих о жизни Псково-Печерского монастыря, о подвижниках Церкви 19-20 столетий.

Планируется библиотечку периодически пополнять.

 

Яндекс.Метрика