Обзор новинок

Предлагаем вниманию православного читателя:

 

Главная тема майского номера журнала «Родина» - «Славянской письменности – 1150 лет».

Петрухин В. «Тем же и грамота прозвасясловеньская» : Сказание о славянской грамоте в контексте русской летописной истории // Родина. – 2013. - №5. – С. 4 – 6.

Автор, доктор исторических наук, говорит, что славянский язык в раннем Средневековье был языком международного общения. Славяне были уже крещены. Святителю Мефодию приписывается перевод первого славянского судебника – «Закон судный людем». Для восприятия Священного Писания и писаного закона племенам Центральной и Восточной Европы действительно необходима была общая письменность.

Ефимова В. Как создавался первый литературный язык славян // Родина. – 2013. - №5. – С.7 – 9.

Доктор филологических наук утверждает, что старославянский язык формировался из двух источников – народной славянской речи и словотворчества книжников (имеются в виду свв. Кирилл и Мефодий и их ученики). Исследования показали, что словотворчества было больше, чем принято считать. Поэтому свв. Кирилл и Мефодий, а затем и их ученики и последователи стремились не просто перевести тексты Священного Писания, но создать именно литературный язык. И этот литературный язык славян должен был выдерживать сравнение с греческим литературным языком Византийской империи.

Людоговский Ф. Тропой солунских братьев: Кирилло-мефодиевское наследие в современной России // Родина. – 2013. - №5. – С. 19 – 20.

Священник, кандидат филологических наук, пишет в своей статье о целесообразности сохранения церковнославянского языка в богослужении и о реализации двух масштабных проектов, которые помогут «сделать изучение церковнославянского языка более доступным, а сам язык более понятным» для современного прихожанина.

Шмелёва Т. Великий Новгород как наследник Кирилла и Мефодия // Родина. – 2013. - №5. – С.22 – 24.

Автор статьи, доктор филологических наук, говоря о кирилло-мефодиевском наследии, пишет, что особенность Новгорода в том, «что его жители перенесли кириллическое письмо из церковной жизни в повседневную». Берестяные грамоты убеждают, что «такого уровня письменностью – едва ли не поголовно – не знал в те времена ни один город».

Предложенные статьи будут полезны миссионерам, учителям воскресных школ, преподавателям церковнославянского языка и всем интересующимся вопросами Православия и русской культуры.

 

Александр Соколов (митрофорный протоиерей). Православная Церковь и старообрядчество. – Нижний Новгород: Кварц, 2012. – 430с.

В книге излагается краткая история Русской Православной Церкви, рассматриваются причины возникновения церковного раскола задолго до XVII века. Особое внимание уделяется троеперстному и двоеперстному знамению, а также многократным попыткам старообрядцев внести свои коррективы в древние церковные книги. Один из главных героев книги – патриарх Никон, рассматривается его деятельность и значение в истории Русской Православной Церкви и судьбе России.

Книга адресована всем тем, кто интересуется историей Русской Православной Церкви и отечественной историей.

Издается по благословению Преосвященного Августина, епископа Городецкого и Ветлужского.

Русская иконопись/ [авт.-сост. Л. А. Ефремова ]. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 127с.: ил. – (Художественные направления и стили).

Книга-альбом посвящена русской иконописи от истоков до XIX века. Четыреста лет развития древнерусской живописи заключают в себе сокровища искусства, ставшие золотым фондом, драгоценным наследием русской истории. Уже древние иконы отличались высоким мастерством и художественным вдохновением. Но все же показательным является расцвет русской иконы в XV столетии, когда московская иконописная школа объединила художественные традиции Руси – Новгорода, Владимира, Твери – и миру явились великие творения Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.

Репродукции икон и популярные по изложению пояснительные тексты к ним дадут возможность проследить, как развивалась русская иконопись, каковы её основные каноны, как «расшифровывать» те или иные сюжеты.

Сто великих святынь Православия / [авт.-сост. Е. В. Ванькин]. – М.: Вече, 2010. – 431с. :ил. – (100 великих).

Православные святыни мира – храм Рождества Христова в Вифлееме, Воскресения Христова в Иерусалиме, церковь рождества Богородицы в Иерусалиме, монастырь Святой Екатерины в Египте, Святой Афон, Святая София Киевская, Свято-Троицкая Сергиева лавра, храм Христа Спасителя, Свято-Введенская Оптина пустынь. Очередная книга серии посвящена 100 великим святыням – образам, храмам и обителям, особо почитаемым православными во всем мире.

 

 

Алдонина Р. П. Святыни России: иллюстрированный словарь. – М.: Белый город. – 2010. - 48с.

 

Серия "История России" - единственная в своем роде серия книг для детей, наиболее полно раскрывающая перед юным читателем весь уникальный мир русской истории. Интересный текст и хорошие иллюстрации сделали её популярной.

Русскому человеку всегда было мало одного только материального благоденствия. Потому, наверное, и строились храмы, а святые люди уходили в пустынные места - помолиться о России.

Красочно иллюстрированное издание посвящено святым местам Руси. Древние храмы, знаменитые монастыри, легендарные места православного паломничества - вот основная тема этой книги. В ней вы найдете карту святых мест, иллюстрированный словарь архитектурных терминов.

Книга предназначена для среднего школьного возраста.

Самые известные монастыри России: иллюстрированная энциклопедия / [составитель А. И. Пантилеева]. – М.: Белый город. – 2011. - 104с.

В этом издании собрана общая информация о самых известных монастырях России. Читатель узнает не только основные сведения о древних обителях, но и познакомится с интересными фактами их истории.

Список монастырей:

Свято-Боголюбский женский монастырь

Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь

Свято-Духов Иаковлев Боровичский мужской монастырь

Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь

Валаамский Спасо-Преображенский мужской ставропигиальный монастырь

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь

Деревяницкий монастырь

Свято-Юрьев мужской монастырь

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь

Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Аркадиев Вяземский женский монастырь

Сретенский женский монастырь

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Знаменский женский монастырь

Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

Николаевский Клобуков женский монастырь

Свято-Успенский Кирилло-Белозерский мужской монастырь

Свято-Благовещенский женский монастырь

Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь

Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Высокопетровский мужской монастырь

Донской ставропигиальный мужской монастырь

Новодевичий женский монастырь

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь

Симонов Успенский мужской монастырь

Спасо-Андроников монастырь

Лужецкий Богородице-Рождественский Ферапонтов мужской монастырь

Благовещенский мужской монастырь

Печерский Вознесенский мужской монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь

Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Свято-Иоанновский женский монастырь

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь

Свято-Никольский Староладожский монастырь

Александровский женский монастырь

Покровский женский монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь

Христорождественский женский монастырь

Алексеевский женский монастырь

Воскресенский мужской монастырь

Богоявленский женский монастырь

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь

Свято-Введенский Толгский женский монастырь

Самые известные ордена и медали России: иллюстрированная энциклопедия / [составитель А. И. Пантилеева]. – М.: Белый город. – 2011. - 104с.

Книга содержит основную информацию о самых известных орденах и медалях Российской империи и Советского Союза. С давних времен ордена и медали служили знаками отличия людей за выдающиеся поступки. Одни были более почетными, другие - менее, но каждый знак отличия уникален. В этой книге собраны сведения о самых известных орденах и медалях Российской империи, а затем и Советского Союза, кавалеры которых золотыми буквами вписали свое имя в русскую историю. Издание богато иллюстрировано, но основной упор сделан не на изображения самих наград, а на портреты известных награждённых и репродукции картин, посвященных соответствующим историческим событиям, - это сделано для того, чтобы точнее передать образ и дух эпохи.

Орден Святого апостола Андрея Первозванного - первый по времени учреждения российский орден, высшая награда Российской империи до 1917 года. Первое упоминание об ордене относится к дневниковой записи секретаря Австрийского посольства в России Иоганна Георга Корба от 20 марта 1699 года, где он сообщал о его учреждении Петром I. Орден Святого Андрея Первозванного представлял собой покрытый синей эмалью крест особой формы в виде буквы «X», на котором был распят святой Андрей, с изображением фигуры самого апостола. Этот крест носили на широкой голубой ленте через правое плечо, а в торжественных случаях надевали золотую, покрытую разноцветными эмалями цепь на груди.

Орден Святого Андрея Первозванного

Орден Святого Александра Невского

Орден Святого Георгия

Орден Святого Владимира

Орден Святой Анны

Орден Святого Иоанна Иерусалимского

Орден Белого Орла

Орден Святого Станислава

Орден Святой великомученицы Екатерины

Орден Святой равноапостольной княгини Ольги

Орден Ленина

Орден Красного Знамени

Орден Красной Звезды

Орден Отечественной войны

Орден Суворова

Орден Кутузова

Орден Богдана Хмельницкого

Орден Славы

Орден Ушакова

Орден Нахимова

Орден «Победа»

Орден «Мать-героиня»

Орден Трудовой Славы

 

Журнальные новинки

Лощиц Ю. Кирилл и Мефодий: страницы жизнеописания // Наш современник. – 2013. - №2, - С.110 – 162.

На страницах журнала публикуются главы из книги Юрия Лощица «Кирилл и Мефодий», готовящейся к изданию в серии ЖЗЛ.

События начинаются с пребывания братьев в Риме в 867 году, когда на папский престол вступил Адриан II, благословивший службу на славянских книгах и рукоположивший первых моравских священников. Заканчивается повесть описанием расправы над учениками солунских братьев после смерти Мефодия.

Говоря о великом деле – переводе Священного Писания на славянский язык – Ю. Лощиц приводит цитату замечательного русского педагога Сергея Рачинского: «И этот-то текст, с изумительной точностью, с вдохновенной смелостью был переложен на язык юный и свежий, но богатый и гибкий, при этом впервые вошедший в полную свою силу, и перевод этот наложил на юный язык неизгладимую печать. Язык этот сделался книжным языком великого христианского народа и до сих пор остаётся живым элементом русской речи, письменной и устной.

Самый же перевод стал одним из величайших сокровищ этого великого народа. Каждое его слово, постоянно звучащее в торжественные минуты общественного богослужения, своеобразный ритм каждого стиха, закреплённый дивными напевами прокимнов, антифонов, причастных, срослись со всеми отголосками сердечной памяти, со всеми изгибами верующей души».

Эта публикация будет полезна миссионерам и всем, интересующимся историей Церкви.

"Я прославляю прославляющих Меня"
1 Цар. 2, 30

Наши новости

Роль теологии в современном образовании: семинар по теологии пройдет в Нижнетагильской епархии

16 октября в 14:00 в Нижнетагильском епархиальном  управлении (г. Нижний Тагил, ул. Первомайская, 15) состоится семинар по теологии.

 

 

 

Литературная гостиная «Беседа с собственным сердцем» приглашает

Тема очередной встречи: «Россия в огне революции» (по произведениям И. А. Бунина и М. А. Шолохова) 

Приближается 100-летие Русской Революции 1917 года. Целое столетие разделяет нас с трагическими событиями смены власти и братоубийственной войны. А между тем, наше общество до сих пор разделено на красных и белых. И если на протяжении семидесяти лет государство воспевало красных героев, то с началом 90-х началась другая крайность – общество стало воспевать белых. Как разрешить эту проблему?.. 

Нельзя писать историю только белой и черной краской. Возникает необходимость обратиться к русской философствующей литературе и спокойно осмыслить наше прошлое… Это один из способов приблизиться к решению проблемы «красных и белых». 

Встреча состоится 19 октября 2017 года в 18.00. в Библиотеке № 15 (г. Нижний Тагил, ул. Карла Либкнехта, 19). 

 

Семинар "Интернет-миссия: за и против"

10 октября 2017 года состоялся семинар на тему: "Интернет-миссия: за и против", который организовал Миссионерский отдел Нижнетагильской епархии с целью изучить возможности использования в миссионерской деятельности интернета, как самой динамичной и быстроразвивающейся системы обмена информацией в современном мире.

 

Близкое знакомство — первое совместное чаепитие

В рамках проекта «Душевный разговор» 3 октября 2017 года на подготовительном отделении епархиальных Миссионерских курсов прошёл традиционный вечер знакомства однокурсников.

 

 

Праздник у наших друзей

«Идут из глубины веков
И почитаются в России
Надежда, Вера и Любовь
С премудрой матерью Софией»

Нижнетагильское районное отделение «Вера, Надежда, Любовь» Общероссийской общественной организации инвалидов «Российское общество инвалидов «Содружество» 30 сентября  отмечает праздник – день святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

 

Яндекс.Метрика