Таинство Причащения

Преподобный Никодим Святогорец, Святитель Макарий Коринфский

Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин

Содержание

ГЛАВА 1 О том, что необходимо православным христианам часто причащаться Божественного Тела и Крови нашего Господа

ГЛАВА 2 О том, что полезно и спасительно частое Причащение Святых Тайн

ГЛАВА 3 О том, что если кто медлит причащаться, то доставляет себе этим большой вред

ОТВЕТЫ НА ВОЗРАЖЕНИЯ против непрестанного Причащения Святых Христовых Тайн

ВОЗРАЖЕНИЕ 1 Существуют некоторые благоговейные люди, которые, не ведая Писаний, когда увидят какого-нибудь христианина причащающимся часто, препятствуют ему и упрекают, говоря, что так делать можно только священникам. И если ты хочешь причащаться часто, говорят, тогда становись и ты священником

ВОЗРАЖЕНИЕ 2 Некоторые возражают, говоря, что нужно причащаться раз в сорок дней и не чаще

ВОЗРАЖЕНИЕ 3 Некоторые возражающие говорят, что цель, с которой святые отцы учат о непрестанном Причащении, состоит в том, чтобы мы совершенно не удалились от Приобщения Божественных Тайн. Если же некоторые по большому страху и благоговению приобщаются редко и с большим благоговением приступают к Таинству, то они причащаются достойно

ВОЗРАЖЕНИЕ 4 Некоторые говорят, что преподобная Мария и многие другие пустынники и подвижники только один раз во всю свою жизнь причастились и это им не воспрепятствовало освятиться

ВОЗРАЖЕНИЕ 5 Некоторые возражают, говоря, что Святое Причащение – дело страшное, и поэтому от тех, кто причащается, требуется жизнь святая, совершенная и ангельская

ВОЗРАЖЕНИЕ 6 Некоторые приводят по отношению к Божественному Причащению изречение Притчи: “Нашел ты мед – ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его” (Притч.25,16)

ВОЗРАЖЕНИЕ 7 Некоторые, опасаясь атеизма, называют ересью то, когда кто-нибудь постоянно причащается. Они говорят, что как те, кто принимает Крещение вне предания Церкви, являются еретиками, так являются еретиками и те, кто постоянно причащается

ВОЗРАЖЕНИЕ 8 Некоторые возражают и говорят: “Неужели те, кто причащается часто, не испытывают, как все люди, воздействия страстей чревоугодия, тщеславия, смеха, празднословия и многих других подобных? Как же они, [несмотря на это], хотят причащаться часто?”

ВОЗРАЖЕНИЕ 9 В то время причащалось большинство народа, а не причащалось меньшинство. Поэтому божественные отцы и наказывают меньшинство, чтобы не было соблазна для большинства. Однако теперь, когда не причащается большинство, кроме некоторых немногих, должны не причащаться и эти немногие, чтобы не творить бесчиния в Церкви и не соблазнять многих

ВОЗРАЖЕНИЕ 10 Иные выставляют Томос Единения и говорят, что существует правило, записанное в Часослове и определяющее, чтобы христиане причащались три раза в год

ВОЗРАЖЕНИЕ 11  Многие возражающие говорят, что практика Причащения не является догматом веры, который следовало бы хранить обязательно

ВОЗРАЖЕНИЕ 12 Некоторые соблазняются оттого, что не могут нас убедить своими словами (в том, имеется в виду, что на непрестанное Причащение существует запрет), и в свою защиту выдвигают три довода: во-первых, говорят, каноны и заповеди находятся в распоряжении архиереев; во-вторых, мы не должны испытывать то, что нам говорят архиереи, учителя и духовники, а должны только в простоте слушаться их; и в-третьих, выставляют апостольское изречение “повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны” (Евр.13,17)

ВОЗРАЖЕНИЕ 13 Некоторые говорят: “Вот, мы выполняем заповедь Господню – причащаемся два или три раза в год, и этого достаточно для нашего оправдания [на Страшном Суде]”

ЭПИЛОГ

*******************************

Проповедь святителя Луки Войно-Ясенецкого о Причащении Св. Таин Тела и Крови Христовых

Истинная  пища («ПРИИМИТЕ, ЯДИТЕ…»)

Каждый день вы слышите совершенно необыкновенные, страшные, ужасающие слова Христовы: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов. Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов".

О Господи! Как страшны эти Твои слова! Как они потрясают сердце всякого человека, всякого верующего! Как ужасны эти слова Христовы!

Как это дашь Ты нам в снедь Плоть Твою?! Как это Ты, Сын Божий, Спаситель мира, сошел с небес, как хлеб небесный, для того, чтобы Плотью претерпеть поистине страшные муки и отдать Ее в снедь верным?!

Как это можно есть Тело Христово – подлинное, истинное Тело Христово, ибо в нем Сам Господь!

О, как это страшно – пить Кровь Христову, ту Кровь, Которая струилась по челу Его от колючих веток тернового венца, ту Кровь, которая струилась по кресту Христову из рук и ног Его, пронзенных гвоздями, ту Кровь, которая излилась из сердца Его, прободенного копьем.

О, как это страшно! Что может быть страшнее этого?!

А ведь это с нами бывает каждый раз, когда причащаемся истинного Тела и Крови Христовых. Тогда мы подлинно едим Плоть Его, мы пьем Его Кровь.

О, как страшны и другие слова Христовы! "Если не будете есть Плоти Сына человеческого, и пить Крови Его; то не будете иметь в себе жизни" (Ин. 6, 53).

Обязательно, обязательно для всех нас есть Плоть Его для того, чтобы иметь жизнь вечную. Обязательно, обязательно всякому есть Плоть Христову и пить Кровь Его для того, чтобы иметь жизнь в себе. Вы скажете: а что же те, которые не едят Тела Его и не пьют Крови Его, они разве не имеют жизни, разве умирают они?

Да, живут они, имеют такую же жизнь, как и все живое. Но разве о такой жизни говорит Господь? Конечно, нет! Господь говорит о жизни вечной, о жизни в Боге. Вот этой жизни вечной не имеет никто из тех, кто не пьет Крови Его и не ест Тела Его.

"Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем" (Ин. 6, 56).

Опять поразительные слова! Как это, Господи, Ты пребываешь в них, в тех, которые пьют Кровь Твою, едят Плоть Твою?! Но если Он Сам это сказал, то, значит, это так, значит, действительно пребывает Он в нас.

Как же, каким образом пребывает в нас Христос Телом Своим, Кровью Своею, Духом Своим?

Это тайна, великая тайна, но можем мы немного приподнять завесу этой тайны. Разве не знаете, в каком тесном взаимном общении, в общении духа, мыслей и желаний и стремлений находятся люди, которые любят друг друга: супруги добрые и чистые, полные любви, их дети, всем сердцем любящие своих родителей? Разве нельзя до некоторой степени сказать, что душой своей, духом своим они живут друг в друге? Да, можно, и вот если об этом подумаем, не будут странны слова, что Христос может пребывать в нас, духовно пребывать любовью Своей и духом Своим.

Пребывает Он в нас вместе со Отцом и Духом, ибо Троица нераздельна: где Отец пребывает, там и Сын и Дух Святой. Так вот запомните, что в тех, кто ест Плоть Христову и пьет Кровь Его, пребывает Святая Троица.

Пребывает, конечно, духовно; любовью Своей входит в сердце человека, вкусившего Плоть и Кровь Христову, входит в сердце, омытое слезами покаяния от нечистоты духовной, входит, как в храм Свой, и там обитает.

Но не думайте, что только любовью Своей Божественной соединяется с нами Господь наш Иисус Христос.

О нет, гораздо более: Он соединяется с нами совершенно реально, субстанционально, Кровью Своей истинной и Телом Своим, Которое отдал нам на съедение за грехи всего мира, – и за наши грехи.

Как это понимать, когда говорим, что Господь наш и Спаситель соединяется с нами не только духовно, но и реально, даже и субстанционально? В этом нет ничего странного. Если сказал Он: "Плоть Моя истинно есть Пища, и Кровь Моя истинно есть Питие" (Ин. 6, 55), то значит, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, мы воспринимаем Божественную, таинственную, святую пищу, истинную Пищу и истинное Питие, и с этой пищей будет то же самое, что со всякой обычной пищей, принимаемой нами. Мы усвояем эту пищу, это питие; она подвергается процессам пищеварения и всасывания, поступает в кровь нашу; и Кровь Христова и тело Христово будут циркулировать в нашей крови.

А если в крови нашей есть примесь Крови Христовой и Тела Христова, то не значит ли это, что воистину питаемся мы соками Лозы Виноградной, которая есть Господь Иисус Христос?

Из корня Лозы этой воспринимаем Божественные соки, питаясь Телом и Кровью Христа, и становимся своими Богу. Соединяется Он с нами, живет в нас, живет Дух Святой в нашем теле, как в храме святом, и освящает нас и просвещает неизмеримо более ярким светом правды, чем самый яркий солнечный свет.

Внутри нас сияет этот свет Божественный. Плоть и Кровь Христовы, воспринятые нами, светом Божественным проникают во все органы, мозг и сердце наше, которые суть органы души и духа.

Все проникается духом Святым, нераздельно соединенным с телом и Кровью Христовыми.

Вот что значат эти изумительные слова Христовы: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6, 54).

"Жизнь вечную", ибо если вселяется в нас Бог, то обеспечена нам жизнь вечная.

Вот что мог я вам сказать от скудного разума своего об этих страшных Христовых словах.

Вспомните другие слова Христовы: "Дух животворит, плоть не пользует нимало".

Какой Дух животворит? Святой Дух животворит, от Него истинная жизнь, от Него, как первоисточника, начинается вечная жизнь. Им существуем, движемся, Он плоть нашу животворит, ту плоть, которая враждебна нам, от которой получаем так много соблазнов. Он животворит, освящает нашу плоть, делает ее такою, как была плоть всех святых.

Были люди, которые помнили и никогда не забывали слово Христово, великое слово: "Дух животворит, плоть не пользует нимало".

Помнили они также слова Христовы: "Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих" (Мф. 4, 4).

Они верили этому, они искали прежде всего этой духовной, этой Божественной пищи, они хотели жить "не о хлебе едином, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих".

Они посвятили свою жизнь изучению слова Божия: целью жизни их было проникновение в тайны, в самые глубины Священного Писания. Мир они отвергали, он терял всякую привлекательность в глазах их. Очи их устремлены были только в Священное Писание, жили они всяким глаголом, исходящим из уст Божиих, а о плоти заботились чрезвычайно мало.

Знаете ли, как постились многие из них? Питались они нередко хлебом и водой, вкушая их нередко через день, а иногда и через несколько дней. Это было все, что давали они плоти своей.

Помните ли подвижников Киево-Печерской лавры, которые десятки лет жили в пещерах, не видя света солнечного, питаясь хлебом и водой?

Разве не знаете, как необходим свет солнечный для всего живого?

По законам физиологии люди, которые живут в темноте, должны были бы дойти до крайнего истощения и от истощения умереть. Нет, нет, не было так: эти великие подвижники посмевались над всеми законами физиологии, питания и жили по сто лет и более. Не чудо ли это, нельзя ли поэтому сказать, что и до наших дней совершаются чудеса, которых не хотят видеть люди?

Эти блаженные люди, изнурявшие плоть свою, держали ее в повиновении духу.

Когда выходила она из повиновения, больно хлестали ее, наказывали и делали ее рабой духа.

Они знали, что дух властвует над плотью, что дух неизмеримо сильнее плоти, что все происходящее в теле нашем направляется духом, живущим в нас.

Духом все проникнуто, все живет, все направляется.

От духа зависят все функции тела, он руководит нашей внутренней жизнью: он дает направление мыслям, чувствам, желаниям и стремлениям.

И надо потому, чтобы дух властвовал над плотью, надо потому, чтобы были мы все, христиане, не плотскими, а духовными. Надо помнить слова апостола Павла: "Духа не угашайте".

Никогда не угашайте, пусть горит ярким пламенем; тогда ваша плоть покорится ему, безусловно покорится, как раба своему владыке.

И когда возобладает дух над плотью, которая будет питаться не столько обильными яствами и питием, сколько Телом Христовым, тогда дух произведет необыкновенные изменения не только в плоти, но во всем духовном существе человека.

И станет такой человек Божиим рабом совсем. Он сбросит с себя ветхого человека, станет совсем новым, с обновленным умом, с обновленным сердцем, с обновленной волей. Он будет совсем не похож на прежнего, будет настолько выше окружающего его народа земли, насколько кедры ливанские и стройные пальмы возвышаются над низкорослой травой.

Вот что производит в нас дух. Вот чего можем сподобиться, достойно причащаясь истинной Крови и Плоти Христовых. А вы их принимаете каждый раз, когда причащаетесь Святых Тайн, ибо мы, православные христиане, веруем всем сердцем, что в великом таинстве Причащения воспринимаем истинное Тело и истинную Кровь Христову. Дана нам Самим Господом власть воспринимать эту блаженную Пищу.

"Плоть Моя истинно есть Пища и Кровь Моя истинно есть Питие". О, как это истинно!

Сколько людей только и заботятся о том, как им холить и нежить плоть свою, питать ее пространно, как укрепить ее. Сколько таких, которые каждый год ездят на курорты в уповании сохранить здоровье своей плоти. "А плоть не пользует нимало".

Такие люди, если они дух угашают, если духом не живут, а живут только плотью своей, часто рано умирают, хворая тяжкими болезнями, ибо ничто не животворит их. Плоть не пользует нимало, от нее не только не получаем истинного благоденствия, но она мешает нам в приобретении духовных благ, она мешает нам жить по духу, заставляет жить как она хочет, служить страстям и похотям своим.

А вы ей не подчиняйтесь, помните, что "дух животворит, а плоть не пользует нимало".

Стремитесь к тому, чтобы вас животворил Дух Святой, тогда и без курортов, и в скудости, в какой проводите жизнь свою, можете прожить долгую жизнь, и не только долгую, но и блаженную, и Богу угодную.

Вот зачем надо причащаться святых Тайн Христовых, вот что значат страшные слова: "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов". На каждой литургии совершается это страшное таинство пресуществления хлеба и вина в истинные Плоть и Кровь Христовы. Когда начинает хор петь "Тебе поем, Тебе благословим...", тогда начинается самая важная, самая страшная часть литургии.

Тогда священник или архиерей призывает Духа Святого, чтобы Он претворил хлеб и вино в Плоть и Кровь Христовы.

Когда видите, что архиерей или священник благословляет хлеб и вино, произнося: "...преложив Духом Твоим Святым" и падает ниц, тогда и вы падайте ниц, становитесь на колени и благодарите Бога, Который дает вам эту истинную Пищу, делающую нас духовными, восклицая: "Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава тебе, Боже!".

Аминь.

3 декабря 1949 г.

 

 

"Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?"
Мф. 16, 26

Наши новости

Роль теологии в современном образовании: семинар по теологии пройдет в Нижнетагильской епархии

16 октября в 14:00 в Нижнетагильском епархиальном  управлении (г. Нижний Тагил, ул. Первомайская, 15) состоится семинар по теологии.

 

 

 

Литературная гостиная «Беседа с собственным сердцем» приглашает

Тема очередной встречи: «Россия в огне революции» (по произведениям И. А. Бунина и М. А. Шолохова) 

Приближается 100-летие Русской Революции 1917 года. Целое столетие разделяет нас с трагическими событиями смены власти и братоубийственной войны. А между тем, наше общество до сих пор разделено на красных и белых. И если на протяжении семидесяти лет государство воспевало красных героев, то с началом 90-х началась другая крайность – общество стало воспевать белых. Как разрешить эту проблему?.. 

Нельзя писать историю только белой и черной краской. Возникает необходимость обратиться к русской философствующей литературе и спокойно осмыслить наше прошлое… Это один из способов приблизиться к решению проблемы «красных и белых». 

Встреча состоится 19 октября 2017 года в 18.00. в Библиотеке № 15 (г. Нижний Тагил, ул. Карла Либкнехта, 19). 

 

Семинар "Интернет-миссия: за и против"

10 октября 2017 года состоялся семинар на тему: "Интернет-миссия: за и против", который организовал Миссионерский отдел Нижнетагильской епархии с целью изучить возможности использования в миссионерской деятельности интернета, как самой динамичной и быстроразвивающейся системы обмена информацией в современном мире.

 

Близкое знакомство — первое совместное чаепитие

В рамках проекта «Душевный разговор» 3 октября 2017 года на подготовительном отделении епархиальных Миссионерских курсов прошёл традиционный вечер знакомства однокурсников.

 

 

Праздник у наших друзей

«Идут из глубины веков
И почитаются в России
Надежда, Вера и Любовь
С премудрой матерью Софией»

Нижнетагильское районное отделение «Вера, Надежда, Любовь» Общероссийской общественной организации инвалидов «Российское общество инвалидов «Содружество» 30 сентября  отмечает праздник – день святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

 

Яндекс.Метрика