Таинство покаяния

 

"Прости... Грех и покаяние" - документальный фильм,

истории "раскаявшихся разбойников", которые через покаяние вновь обрели Бога

 

Протоиерей Павел Великанов

«...Старец сел на нижнюю ступеньку, женщина приблизилась к нему, не вставая с колен. 

- Вдовею я, третий год, — начала она полушепотом, сама как бы вздрагивая. — Тяжело было замужем-то, старый был он, больно избил меня. Лежал он больной; думаю я, гляжу на него: а коль выздоровеет, опять встанет, что тогда? И вошла ко мне тогда эта самая мысль... 

- Постой, — сказал старец и приблизил ухо свое прямо к ее губам. Женщина стала продолжать тихим шепотом, так что ничего почти нельзя было уловить. Она кончила скоро. 

- Третий год? — спросил старец. 

- Третий год. Сперва не думала, а теперь хворать начала, тоска пристала... 

- Издалека? 

- За пятьсот верст отселева. 

- На исповеди говорила? 

- Говорила, по два раза говорила. 

- Допустили к причастию-то? 

- Допустили. Боюсь; помирать боюсь. 

- Ничего не бойся, и никогда не бойся, и не тоскуй. Только бы покаяние не оскудевало в тебе — и все Бог простит. Да и греха такого нет и не может быть на всей земле, какого бы не простил Господь воистину кающемуся. »... 

С этих слов Ф.М.Достоевского из «Братьев Карамазовых» хочется начать наш разговор об Исповеди, или Таинстве Покаяния.

Есть одно слово, которое произнести тяжелее всего — это слово — «прости». Когда мы просим прощения, это значит не только то, что мы признаем свою ошибку. Ведь пожалеть о ней можно и молча. «Прости меня» — это тоже самое, что сказать — ты нужен мне, я хочу, чтобы между нами не было моего греха. «Прости» — значит, не смотри на меня сквозь призму моего скверного поступка, я ведь раскаиваюсь в нем. Но почему же это такое простое слово так тяжело ложится на уста? Невозможно сказать «прости» — и при этом держать за пазухой грех: если просим прощения, значит, мы обнаруживаем и выбрасываем из души, перечеркиваем то, что было сделано худого — и более к нему не возвращаемся. Простить — значит, снова полюбить. 

Так бывает в отношениях между людьми. Но прощение друг друга Христос делает абсолютным условием прощения грехов Богом: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» — передает евангелист Матфей слова Спасителя (6:14-15).

В греческом языке слово покаяние — это изменение образа мысли и жизни; покаяние — это, прежде всего жажда быть другим. Эта жажда вовсе необязательно рождается из какого-то тяжкого согрешения. Она может возникнуть из желания быть лучше - и глубокого понимания того, чем мог бы быть, да не стал. 

Но грех не только возводит стену между человеком и Богом. Он подобно раковой опухоли пережимает сосуды, по которым движется к человеку живительная сила Божия. Поэтому словесная исповедь — изнесение из души греха перед священником как свидетелем покаяния, не только прощает грех, но и снова соединяет с источником жизни — Богом. Поэтому Таинство Покаяния называется еще вторым Крещением, в котором на человека снова нисходит Божественная благодать. Исповедь, которая совершается в Церкви священником, лишь завершает процесс покаяния, зреющий в душе: но без исповеди покаяние будет бесплодным — человек так и остается наедине с самим собой и грехом, терзающим его душу. 

Митрополит Сурожский Антоний советовал исповедоваться, «словно это твой предсмертный час; словно это последний раз, когда на земле ты сможешь принести покаяние во всей твоей жизни, прежде чем вступить в вечность и стать перед Божиим судом, словно это — последнее мгновение, когда ты можешь сбросить с плеч бремя долгой жизни неправды и греха, чтобы войти свободным в Царство Божие. Если бы мы так думали об исповеди, если бы мы становились перед ней, зная — не только воображая, но твердо зная, — что мы можем в любой час, в любое мгновение умереть, то наша исповедь тогда была бы беспощадно искренна и правдива; она была бы пряма; мы не старались бы обойти тяжелые, оскорбительные для нас, унизительные слова; мы бы их произносили со всей резкостью правды. Мы не задумывались бы над тем, что нам сказать или чего не говорить; мы говорили бы все, что в нашем сознании представляется неправдой, грехом: все то, что делает меня недостойным моего человеческого звания, моего христианского имени».

Умолк простивший мне грехи. 
Лиловый сумрак гасит свечи, 
И темная епитрахиль 
Накрыла голову и плечи. 

Не тот ли голос: "Дева! встань..." 
Удары сердца чаще, чаще. 
Прикосновение сквозь ткань 
Руки, рассеянно крестящей.   
(Анна Ахматова)

"Я прославляю прославляющих Меня"
1 Цар. 2, 30

Наши новости

О выборе священнического пути

На подготовительном отделении Миссионерских курсов в рамках проекта «Зов Божий» 5 декабря 2017 года состоялась беседа с настоятелем храма во имя великомученицы Параскевы села Кайгородское иереем Виталием Ярмуликом.

Этот проект предполагает знакомство с молодыми служителями храмов, беседы о том, как Господь призвал их на служение, что побудило их встать на этот не совсем понятный для мирского человека путь и многое другое.

 

Новое на сайте

Мы предлагаем вашему вниманию новую рубрику «Над словом Божиим», где будут публиковатся глубокие комментарии к Священному Писанию одного из виднейших проповедников Русской Православной Церкви архиепископа Онуфрия (Гагалюка).

И представляем первый материал «Мы ленивы на доброе, утомляемся от всякого нравственного напряжения, спешим к преждевременному отдыху…».

Подробнее: "Дар времени" - "Над словом Божиим" - "Мы ленивы на доброе, утомляемся от всякого нравственного напряжения, спешим к преждевременному отдыху…"

Северная Русь, широкий простор, который он так любил. Языком живописных метафор рассказывает Прянишников о путях человеческой жизни, который проходит каждый, неся свой крест.

Подробнее: "Мир вам" - "Искусство христианства" - "Благодатный поклон мастера"

В Москве есть известный художник, который половину своей жизни посвятил написанию картин великого святого исповедника, святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

Подробнее: "Мир вам" - "Искусство христианства" - "Молодые современные художники" - "«Нет у нас царя – нужен патриарх»: к 100 – летию восстановления патриаршества"

 

Cеминар «Актуальные проблемы приходского консультирования»

Продолжают работу IV Епархиальные Знаменские образовательные чтения, посвященные теме «Нравственные ценности и будущее человечества».

На секции Миссионерского отдела прошел семинар «Актуальные проблемы приходского консультирования».

5 декабря 2017 года в епархиальном управлении собрались штатные миссионеры, приходские консультанты, слушатели и преподаватели Миссионерских курсов Нижнетагильской епархии.

 

Занятие приходских консультантов

7 декабря 2017 года  в 18-00 в библиотеке Казанского монастыря (г. Нижний Тагил, ул. Выйская,32) пройдет занятие приходских консультантов.

Тема занятия: «Размышления над трудными местами Евангелия». Для миссионера-консультанта очень важно научиться работать с толкованиями святых отцов, беседами богословов и священников.

Приглашаются консультанты, помощники настоятелей по миссионерской работе и все желающие.

Телефон для справок:

8 912 651 35 57  Одинцова Наталья Павловна (Руководитель Школы приходского консультанта)

 

Библиотека духовной литературы

По благословению настоятеля храма Александра Невского (г. Нижняя Салда) протоиерея Михаила Парыгина 28 ноября 2017 года Нижнесалдинскому ОВД была подарена библиотечка духовной литературы.

Основу ее составляют Священное Писание и "Закон Божий" Серафима Слободского. Сотрудников полиции обязательно привлекут внимание книги по истории Церкви, ее таинствах, о человеческих страстях.

Есть также несколько произведений художественной литературы православных авторов, рассказывающих о жизни Псково-Печерского монастыря, о подвижниках Церкви 19-20 столетий.

Планируется библиотечку периодически пополнять.

 

Яндекс.Метрика