Великий Пост - путь к Пасхе

 

"Великий пост" - документальный фильм

с участием Патриарха Кирилла, священников, режиссеров, историков расскажет о Великом посте

 

....Услышав о посте, не испугайтесь <его, как> страшного начальника: он страшен не нам, но демонам. Если кто одержим злым духом, покажи ему лицо поста, и он оковываемый страхом и удерживаемый как-бы какими цепями, станет неподвижнее самых камней, особенно когда увидит в союзе с постом сестру и подругу поста...молитву. Поэтому и Христос говорит: сей род не исходит, токмо молитвою и постом. Если же он так прогоняет неприятеля нашего спасения и так страшен врагам нашей жизни, то надобно его любить и принимаить с радостью, а не бояться. Если чего надо бояться, то бояться надо пьянства и объядения, а не поста. Те, связав у нас сзади руки, придают нас рабами и пленниками жестокому владычеству страстей, как некоему свирепому господину; а пост, найдя нас в рабстве и в узах, разрешает от уз, избавляет от жестого владычества и возвращает на прежнюю свободу...

 

...Если некоторые чувствуют телесную слабость и не могут оставаться без пищи, таким советую..., 

                   тот пусть подает обильнейшую милостыню,

                   пусть творит усердные молитвы,

                   пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия,

                   пусть примиряется с врагами,

                   пусть изгоняет из души всякое памятозлобие...

...Удовольствие кратковременно и непродолжительно, а скорбь от него постоянна и бесконечна...

...Пусть<...> пост будет нашим сподвижником и помощником...

Иоанн Златоуст

 

Великий пост – время долгого восхождения народа Божия к Пасхе. Два момента истории народа Божия, прочитанные в свете Воскресения, дают нам предузнать смысл Великого поста: исход и изгнание. Мы говорим об исходе Церкви, потому что возвращение из плена пророки представляют как новый исход.

Исход – время восхождения к Завету, шествия Бога со Своим народом, время откровения, очищения, испытания и сражения, время верности Бога людям среди неверности людей. Благодаря изгнанию этот народ наконец осознаёт себя грешным, он понимает, что забыл своего Бога, он вопиет к Богу о верности и милости, он подвергает испытанию любовь своего Спасителя, которая сильнее греха. Бог верен всегда, и не существует изгнания без возвращения, но только обнищав и осознав свою нищету, соглашается человек возвратиться.

Христос открывает в Себе смысл Великого поста Своей Церкви: Он – наш переход и наше возвращение, Он – наша жертвенная Пасха. Люди пленены, содержатся в рабстве, удерживаются под властью сатаны. Но вот является Христос, Превечное Слово Божие. Вот Слуга, движимый Духом Святым, идёт сразиться с сатаной в пустыне, чтобы познать всё, что есть в человеке, чтобы познать искушение человека и сокрушить его. С отца лжи сорвана маска Тем, Кто истинен, «отец богатых и славных» поставлен перед лицом нищеты Бога Живого. Искуситель мира прежде всего искушает Того, Кто исполнен благодати и истины. «Князь мира сего», рождающий страх, отчаяние, ненависть, поражён Князем мира, всякий ум превосходящего, – Тем, от Кого исходит совершенная любовь, в которой нет страха.

Сражение, начатое с начала творения, достигает решающего противостояния. Сатана вступает со всем своим воинством и всеми своими миражами, которые нисколько не изменились с тех пор, как он вошёл в мир. Это ещё не сражение, но первая проба оружия. Сатана лжёт, и Превечное Слово Божие Своей правдой приводит его в смятение. Лукавый не может овладеть Господом, он безсилен против «меча Духа». Его ложь не может противостоять Слову Божию, действенному и более острому, чем меч обоюдоострый, и сатана отходит от Него «до времени».

Это время – час Господень. Он пришёл от Бога, и к Богу идёт со множеством верных Ему, и этот переход, эта Пасха – также вырывание жала смерти, сражение, борьба между тьмой и светом. Крест, открывающий путь Исхода и возвращения из плена, – великое сражение Господа. Это новое событие, потому что оно уготовляет приход любви в пленённый диаволом рабский мир. Господь идёт впереди Своей смерти – инициатива принадлежит Ему. И эта любовь Бога, ставшего плотью, этот незаслуженный дар делает Его смерть плодоносной.

Как Господь был возведён в пустыню, так ведом Он к смерти: дыхание Отчее ведёт Его во все наши пустыни, в глубину всех наших рабств и всех наших изгнаний. Он любит нас до конца, и Его Крестная любовь обнимает всех. Господь идёт навстречу смерти. Он идёт, чтобы войти в крепость диавола – в центр человекоубийства и лжи. Он, Который жизнь и истина!

Он – Странник, «не имеющий, где главу приклонить», – идёт, движимый Духом, чтобы встретить всех грешников и мытарей. Он знает, что в сердце человека, Он проникает в сердце человека и берёт на Себя ответственность за всю его судьбу. Он идёт навстречу всем униженным и отверженным всех времён, навстречу всем пленённым и всем плачущим. Он испиет чашу, уготованную Ему, – чашу, наполненную неверностью и подозрительностью толп, предательством Его друзей, трусостью и страхом, вероломством и ложью мира. Его Страдание – это Его сострадание к нам.

Он становится всем, что есть человек. Он сходит в глубины человеческие. Пётр, Иуда, Пилат, всё человечество представлено здесь. Господь принимает всё, Он подставляет Свою спину, Своё лицо, Своё сердце всякого рода смерти. Бог приобщается в Своей плоти нашей безплодности, нашему одиночеству, нашей смерти. Когда Пилат ставит Его перед толпой, одетого по-шутовски, как царь на параде, и увенчанного тернием, Он поистине облачён в тщетную славу людей и всего творения, подчинённого смерти. Пилат говорит им: «Се, Человек». Поистине, вот человек, которым мы являемся, человек, не имеющий ни вида, ни доброты. Однако это начало нашего прославления. Всё воспринято Им, всё проникнуто Им. Мы включены в любовь. Его сражение становится нашим сражением. Христос распят, грех пригвождён ко Кресту. Смертью Своею Он победил смерть.

Христос – наш мир, Его победа нам принадлежит: в Нём мы умрём, и в Нём мы воскреснем, мы – Его, и Он – наш. Мир Христов проникает в наши смертельные разрывы и наши малейшие пустоты. Его присутствие заполняет наше одиночество, Его свет изгоняет нашу тьму.

Вот время Великого поста, время благоприятное, время благорасположения Отца и Духа, время просвещения и покаяния, время алкания и жажды, стенания и сердечного плача, время восхождения и сражения, время, когда «Царство Божие берётся силой», время обретения и обновления обручения с Господом. Господь вводит нас в пустыню сорокадневного странствования, которое процветёт Его и нашей Пасхой.

Протоиерей Александр Шаргунов

 

Какой пост наилучший? - Не иметь злобы

Какой пост наилучший? - Не иметь злобы. Если сердце не умеет хранить себя от скверны, никакой пост не очистит его от помыслов. Твой телесный пост – только временный; сделай пост твоего ума в воздержании от дурных помыслов нескончаемым – и спасет тебя Христос.

Саможаление в пост – значит, жалеть свою злую волю и дурные привычки, которые ведут с нами беспощадную войну и препятствуют молитве. Но никогда не нужно забывать: если «ветхий человек» привык к временным наказаниям в виде суровых обетов: голода, жажды, лежания на голой земле, умервщления тела, то такие обеты, как средство обуздания, становятся совершенно безполезными без благодати.

Однако, если постоянно применять умеренный пост и молитву, которые привлекают Божественную благодать, а к суровым обетам прибегать только при сильном восстании мыслей, желаний и страстей, они будут обузданы с помощью этой благодати. Как мысли, желания и страсти осмелятся тогда поступать беззаконно?

Восстань, душа моя, верою в благодатную помощь поста и молитвы, ибо Сам Господь утвердил пост и молитву в помощь каждой душе, а наипаче той возлюбленной Им душе, которая избрала ради Него целомудренную жизнь, и защитит, и избавит ее вскоре от злобных наваждений и мечтаний!

Святая гора Афон

Великий Пост предваряют 4 подготовительные седьмицы, в которые совершаются воспоминания Евангельских  событий и притч Спасителя, помогающих христианину осознать смысл и цель постного делания. 

"Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?"
Мф. 16, 26

Наши новости

Роль теологии в современном образовании: семинар по теологии пройдет в Нижнетагильской епархии

16 октября в 14:00 в Нижнетагильском епархиальном  управлении (г. Нижний Тагил, ул. Первомайская, 15) состоится семинар по теологии.

 

 

 

Литературная гостиная «Беседа с собственным сердцем» приглашает

Тема очередной встречи: «Россия в огне революции» (по произведениям И. А. Бунина и М. А. Шолохова) 

Приближается 100-летие Русской Революции 1917 года. Целое столетие разделяет нас с трагическими событиями смены власти и братоубийственной войны. А между тем, наше общество до сих пор разделено на красных и белых. И если на протяжении семидесяти лет государство воспевало красных героев, то с началом 90-х началась другая крайность – общество стало воспевать белых. Как разрешить эту проблему?.. 

Нельзя писать историю только белой и черной краской. Возникает необходимость обратиться к русской философствующей литературе и спокойно осмыслить наше прошлое… Это один из способов приблизиться к решению проблемы «красных и белых». 

Встреча состоится 19 октября 2017 года в 18.00. в Библиотеке № 15 (г. Нижний Тагил, ул. Карла Либкнехта, 19). 

 

Семинар "Интернет-миссия: за и против"

10 октября 2017 года состоялся семинар на тему: "Интернет-миссия: за и против", который организовал Миссионерский отдел Нижнетагильской епархии с целью изучить возможности использования в миссионерской деятельности интернета, как самой динамичной и быстроразвивающейся системы обмена информацией в современном мире.

 

Близкое знакомство — первое совместное чаепитие

В рамках проекта «Душевный разговор» 3 октября 2017 года на подготовительном отделении епархиальных Миссионерских курсов прошёл традиционный вечер знакомства однокурсников.

 

 

Праздник у наших друзей

«Идут из глубины веков
И почитаются в России
Надежда, Вера и Любовь
С премудрой матерью Софией»

Нижнетагильское районное отделение «Вера, Надежда, Любовь» Общероссийской общественной организации инвалидов «Российское общество инвалидов «Содружество» 30 сентября  отмечает праздник – день святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

 

Яндекс.Метрика