Великий Пост - путь к Пасхе

 

"Великий пост" - документальный фильм

с участием Патриарха Кирилла, священников, режиссеров, историков расскажет о Великом посте

 

....Услышав о посте, не испугайтесь <его, как> страшного начальника: он страшен не нам, но демонам. Если кто одержим злым духом, покажи ему лицо поста, и он оковываемый страхом и удерживаемый как-бы какими цепями, станет неподвижнее самых камней, особенно когда увидит в союзе с постом сестру и подругу поста...молитву. Поэтому и Христос говорит: сей род не исходит, токмо молитвою и постом. Если же он так прогоняет неприятеля нашего спасения и так страшен врагам нашей жизни, то надобно его любить и принимаить с радостью, а не бояться. Если чего надо бояться, то бояться надо пьянства и объядения, а не поста. Те, связав у нас сзади руки, придают нас рабами и пленниками жестокому владычеству страстей, как некоему свирепому господину; а пост, найдя нас в рабстве и в узах, разрешает от уз, избавляет от жестого владычества и возвращает на прежнюю свободу...

 

...Если некоторые чувствуют телесную слабость и не могут оставаться без пищи, таким советую..., 

                   тот пусть подает обильнейшую милостыню,

                   пусть творит усердные молитвы,

                   пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия,

                   пусть примиряется с врагами,

                   пусть изгоняет из души всякое памятозлобие...

...Удовольствие кратковременно и непродолжительно, а скорбь от него постоянна и бесконечна...

...Пусть<...> пост будет нашим сподвижником и помощником...

Иоанн Златоуст

 

Великий пост – время долгого восхождения народа Божия к Пасхе. Два момента истории народа Божия, прочитанные в свете Воскресения, дают нам предузнать смысл Великого поста: исход и изгнание. Мы говорим об исходе Церкви, потому что возвращение из плена пророки представляют как новый исход.

Исход – время восхождения к Завету, шествия Бога со Своим народом, время откровения, очищения, испытания и сражения, время верности Бога людям среди неверности людей. Благодаря изгнанию этот народ наконец осознаёт себя грешным, он понимает, что забыл своего Бога, он вопиет к Богу о верности и милости, он подвергает испытанию любовь своего Спасителя, которая сильнее греха. Бог верен всегда, и не существует изгнания без возвращения, но только обнищав и осознав свою нищету, соглашается человек возвратиться.

Христос открывает в Себе смысл Великого поста Своей Церкви: Он – наш переход и наше возвращение, Он – наша жертвенная Пасха. Люди пленены, содержатся в рабстве, удерживаются под властью сатаны. Но вот является Христос, Превечное Слово Божие. Вот Слуга, движимый Духом Святым, идёт сразиться с сатаной в пустыне, чтобы познать всё, что есть в человеке, чтобы познать искушение человека и сокрушить его. С отца лжи сорвана маска Тем, Кто истинен, «отец богатых и славных» поставлен перед лицом нищеты Бога Живого. Искуситель мира прежде всего искушает Того, Кто исполнен благодати и истины. «Князь мира сего», рождающий страх, отчаяние, ненависть, поражён Князем мира, всякий ум превосходящего, – Тем, от Кого исходит совершенная любовь, в которой нет страха.

Сражение, начатое с начала творения, достигает решающего противостояния. Сатана вступает со всем своим воинством и всеми своими миражами, которые нисколько не изменились с тех пор, как он вошёл в мир. Это ещё не сражение, но первая проба оружия. Сатана лжёт, и Превечное Слово Божие Своей правдой приводит его в смятение. Лукавый не может овладеть Господом, он безсилен против «меча Духа». Его ложь не может противостоять Слову Божию, действенному и более острому, чем меч обоюдоострый, и сатана отходит от Него «до времени».

Это время – час Господень. Он пришёл от Бога, и к Богу идёт со множеством верных Ему, и этот переход, эта Пасха – также вырывание жала смерти, сражение, борьба между тьмой и светом. Крест, открывающий путь Исхода и возвращения из плена, – великое сражение Господа. Это новое событие, потому что оно уготовляет приход любви в пленённый диаволом рабский мир. Господь идёт впереди Своей смерти – инициатива принадлежит Ему. И эта любовь Бога, ставшего плотью, этот незаслуженный дар делает Его смерть плодоносной.

Как Господь был возведён в пустыню, так ведом Он к смерти: дыхание Отчее ведёт Его во все наши пустыни, в глубину всех наших рабств и всех наших изгнаний. Он любит нас до конца, и Его Крестная любовь обнимает всех. Господь идёт навстречу смерти. Он идёт, чтобы войти в крепость диавола – в центр человекоубийства и лжи. Он, Который жизнь и истина!

Он – Странник, «не имеющий, где главу приклонить», – идёт, движимый Духом, чтобы встретить всех грешников и мытарей. Он знает, что в сердце человека, Он проникает в сердце человека и берёт на Себя ответственность за всю его судьбу. Он идёт навстречу всем униженным и отверженным всех времён, навстречу всем пленённым и всем плачущим. Он испиет чашу, уготованную Ему, – чашу, наполненную неверностью и подозрительностью толп, предательством Его друзей, трусостью и страхом, вероломством и ложью мира. Его Страдание – это Его сострадание к нам.

Он становится всем, что есть человек. Он сходит в глубины человеческие. Пётр, Иуда, Пилат, всё человечество представлено здесь. Господь принимает всё, Он подставляет Свою спину, Своё лицо, Своё сердце всякого рода смерти. Бог приобщается в Своей плоти нашей безплодности, нашему одиночеству, нашей смерти. Когда Пилат ставит Его перед толпой, одетого по-шутовски, как царь на параде, и увенчанного тернием, Он поистине облачён в тщетную славу людей и всего творения, подчинённого смерти. Пилат говорит им: «Се, Человек». Поистине, вот человек, которым мы являемся, человек, не имеющий ни вида, ни доброты. Однако это начало нашего прославления. Всё воспринято Им, всё проникнуто Им. Мы включены в любовь. Его сражение становится нашим сражением. Христос распят, грех пригвождён ко Кресту. Смертью Своею Он победил смерть.

Христос – наш мир, Его победа нам принадлежит: в Нём мы умрём, и в Нём мы воскреснем, мы – Его, и Он – наш. Мир Христов проникает в наши смертельные разрывы и наши малейшие пустоты. Его присутствие заполняет наше одиночество, Его свет изгоняет нашу тьму.

Вот время Великого поста, время благоприятное, время благорасположения Отца и Духа, время просвещения и покаяния, время алкания и жажды, стенания и сердечного плача, время восхождения и сражения, время, когда «Царство Божие берётся силой», время обретения и обновления обручения с Господом. Господь вводит нас в пустыню сорокадневного странствования, которое процветёт Его и нашей Пасхой.

Протоиерей Александр Шаргунов

 

Какой пост наилучший? - Не иметь злобы

Какой пост наилучший? - Не иметь злобы. Если сердце не умеет хранить себя от скверны, никакой пост не очистит его от помыслов. Твой телесный пост – только временный; сделай пост твоего ума в воздержании от дурных помыслов нескончаемым – и спасет тебя Христос.

Саможаление в пост – значит, жалеть свою злую волю и дурные привычки, которые ведут с нами беспощадную войну и препятствуют молитве. Но никогда не нужно забывать: если «ветхий человек» привык к временным наказаниям в виде суровых обетов: голода, жажды, лежания на голой земле, умервщления тела, то такие обеты, как средство обуздания, становятся совершенно безполезными без благодати.

Однако, если постоянно применять умеренный пост и молитву, которые привлекают Божественную благодать, а к суровым обетам прибегать только при сильном восстании мыслей, желаний и страстей, они будут обузданы с помощью этой благодати. Как мысли, желания и страсти осмелятся тогда поступать беззаконно?

Восстань, душа моя, верою в благодатную помощь поста и молитвы, ибо Сам Господь утвердил пост и молитву в помощь каждой душе, а наипаче той возлюбленной Им душе, которая избрала ради Него целомудренную жизнь, и защитит, и избавит ее вскоре от злобных наваждений и мечтаний!

Святая гора Афон

Великий Пост предваряют 4 подготовительные седьмицы, в которые совершаются воспоминания Евангельских  событий и притч Спасителя, помогающих христианину осознать смысл и цель постного делания. 

"Надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов"
Лк. 24, 46-47

Наши новости

О выборе священнического пути

На подготовительном отделении Миссионерских курсов в рамках проекта «Зов Божий» 5 декабря 2017 года состоялась беседа с настоятелем храма во имя великомученицы Параскевы села Кайгородское иереем Виталием Ярмуликом.

Этот проект предполагает знакомство с молодыми служителями храмов, беседы о том, как Господь призвал их на служение, что побудило их встать на этот не совсем понятный для мирского человека путь и многое другое.

 

Новое на сайте

Мы предлагаем вашему вниманию новую рубрику «Над словом Божиим», где будут публиковатся глубокие комментарии к Священному Писанию одного из виднейших проповедников Русской Православной Церкви архиепископа Онуфрия (Гагалюка).

И представляем первый материал «Мы ленивы на доброе, утомляемся от всякого нравственного напряжения, спешим к преждевременному отдыху…».

Подробнее: "Дар времени" - "Над словом Божиим" - "Мы ленивы на доброе, утомляемся от всякого нравственного напряжения, спешим к преждевременному отдыху…"

Северная Русь, широкий простор, который он так любил. Языком живописных метафор рассказывает Прянишников о путях человеческой жизни, который проходит каждый, неся свой крест.

Подробнее: "Мир вам" - "Искусство христианства" - "Благодатный поклон мастера"

В Москве есть известный художник, который половину своей жизни посвятил написанию картин великого святого исповедника, святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

Подробнее: "Мир вам" - "Искусство христианства" - "Молодые современные художники" - "«Нет у нас царя – нужен патриарх»: к 100 – летию восстановления патриаршества"

 

Cеминар «Актуальные проблемы приходского консультирования»

Продолжают работу IV Епархиальные Знаменские образовательные чтения, посвященные теме «Нравственные ценности и будущее человечества».

На секции Миссионерского отдела прошел семинар «Актуальные проблемы приходского консультирования».

5 декабря 2017 года в епархиальном управлении собрались штатные миссионеры, приходские консультанты, слушатели и преподаватели Миссионерских курсов Нижнетагильской епархии.

 

Занятие приходских консультантов

7 декабря 2017 года  в 18-00 в библиотеке Казанского монастыря (г. Нижний Тагил, ул. Выйская,32) пройдет занятие приходских консультантов.

Тема занятия: «Размышления над трудными местами Евангелия». Для миссионера-консультанта очень важно научиться работать с толкованиями святых отцов, беседами богословов и священников.

Приглашаются консультанты, помощники настоятелей по миссионерской работе и все желающие.

Телефон для справок:

8 912 651 35 57  Одинцова Наталья Павловна (Руководитель Школы приходского консультанта)

 

Библиотека духовной литературы

По благословению настоятеля храма Александра Невского (г. Нижняя Салда) протоиерея Михаила Парыгина 28 ноября 2017 года Нижнесалдинскому ОВД была подарена библиотечка духовной литературы.

Основу ее составляют Священное Писание и "Закон Божий" Серафима Слободского. Сотрудников полиции обязательно привлекут внимание книги по истории Церкви, ее таинствах, о человеческих страстях.

Есть также несколько произведений художественной литературы православных авторов, рассказывающих о жизни Псково-Печерского монастыря, о подвижниках Церкви 19-20 столетий.

Планируется библиотечку периодически пополнять.

 

Яндекс.Метрика