Успенский пост

Пост, который бывает в августе месяце (14.08 - 28.08), обыкновенно называется Успенским. Он установлен по причине двух знаменательнейших праздников: славного Преображения Христа Бога нашего и бессмертного Успения Пречистой Его Матери.

Посредством сего поста мы чаем воспринять духовное преображение по образу Преображения Господня; через пост же мы надеемся достичь и будущего преображения при всеобщем воскресении мертвых, когда Господь уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп.3, 21).

Также весьма приличествует нам предварять постом и день Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, ибо Она, хотя и всегда пребывала в посте, однако особенно строго постилась тогда, когда получила извещение о близком Своем исходе из земной жизни в Небесную. Посему должно и сообразно почитать Матерь Божию постом, по мере сил наших, подражая Ей, дабы и нам, молитвами Ее, при конце жизни нашей сподобиться успения не в смерть, но в Жизнь Вечную.

Еще же и для того сей пост установлен, чтобы мы принесли достойное благодарение Божией благости за плоды земные и за всякое благое даяние, коими Бог, насыщающий все живое, обогащает и утешает нас.

В этот пост мы благодарим Бога за то, что мы приблизились к концу лета, и просим Его, чтобы сподобил нас провести осень в мире и безмятежии.

По сочинениям митрополита Стефана Яворского

 

За время Успенского поста бывают 3 Спаса. В народном быту Спасами (Спас –сокращенное от Спаситель) называются православные праздники, связанные со Христом: Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня (14. 08) – Медовый Спас, Преображение Господне (19.08) – Яблочный Спас, Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (29.08) – Ореховый  или Хлебный Спас.

В день Преображения Господня совершается освящение плодов нового урожая. Этот обычай установлен еще в апостольски времена. Указание о его совершении зафиксированы в 3-м Апостольском правиле и подтверждены 28-м правилом IV Вселенского Собора. К началу августа в странах Востока созревали плоды. Христиане в знак благодарности Богу за дарованные Им земные блага благословляли эти «начатки плодов», подразумевая и то, что пшеница и виноград имеют самое прямое отношение к Таинству Евхаристии.

В Русской Церкви, ввиду ее расположения в достаточно суровом для винограда климатическом поясе, в день Преображения Господня освящаются яблоки с использование молитвы – «На освящение начаток овощей (плодов).

Таинственно-символическое значение освящения плодов следующее. На Фоворской горе Господь показал новое, обновленное состояние человеческого естества, которое станет ему присуще по Христовом Воскресении. Но греховное расстройство природы каждого человека ожидает обновления через действие Божией благодати, привлекаемой богоугодной жизнью конкретного христианина. Символом этого обновления человека и является церковное благословение плодов.

                                    

Из рассказа В.А.Никифорова-Волгина "Яблоки"

Дни лета наливались как яблоки. К Преображению Господню они были созревшими и как бы закруглёнными. От земли и солнца шёл прохладный яблочный дух. В канун Преображения отец принёс большой мешок яблок… Чтобы пахло праздником, разложили их по всем столам, подоконникам и полкам. Семь отборных малиновых боровинок положили под иконы на белый плат, – завтра понесём их святить в церковь. По деревенской заповеди грех есть яблоки до освящения.

– Вся земля стоит на благословении Господнем, – объясняла мать, – в Вербную Субботу Милосердный Спас благословляет вербу, на Троицу – берёзку, на Илью Пророка – рожь, на Преображение – яблоки и всякий другой плод. Есть особенные, Богом установленные сроки, когда благословляются огурцы, морковь, черника, земляника, малина, голубица, морошка, брусника, грибы, мёд и всякий другой дар Божий… Грех срывать плод до времени! Дай ему, голубчику, войти в силу, напитаться росою, землёю и солнышком, дождаться милосердного благословения на потребу человека!

 

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодев Марии (28.08)

Евангелие от Иоанна свидетельствует о том, что Иисус во время Крестных страданий поручил Свою Мать заботам любимого ученика Иоанна: Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин.19; 26-27). Поэтому после Вознесения Христова Пресвятая Богородица поселилась в доме Иоанна Богослова недалеко от Елеонской горы. Ее авторитет у апостолов был необычайным,  а новообращенные  ими христиане приходили в Иерусалим из дальних стран, чтобы увидеть и услышать Богородицу.

Во время гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом удалилась в 43-м году в Ефес. Чуть позже Она побывала на Кипре, где епископствовал воскрешенный Христом Лазарь Четверодневный, и на Святой Горе Афонской. По возвращении в Иерусалим Ее жизнь была размеренной и аскетичной. Из дома Она выходила только в церковь или ко Святому Гробу Господню на Голгофу и там молилась. Здесь же, за три дня до кончины, Ей явился Архангел Гавриил, через которого Господь открыл Ей тайну Ее блаженного Успения: «Радуйся, Благодатная! Тебя, Божию Невесту, призывает в Божественный Чертог Небесный Жених для бесконечного боголепного веселия».

В день кончины Пресвятой Девы апостолы из разных стран земли, где они проповедовали Христа, были чудесно перенесены в Иерусалим Божией силой.

Церковное предание свидетельствует о том, что кроме святых апостолов из числа 12-и, в Иерусалиме в день кончины Божией Матери оказались Тимофей, Дионисий Ареопагит и Иерофей из числа 70-и. Среди же двенадцати апостолов не доставало апостола Фомы, который Божиим Промыслом остался там, где и был.

Узнав о причине своего сверхъестественного собрания, апостолы чрезвычайно опечалились, но Пресвятая Богородица, утешая их, сказала: «Чада Господа и Сына Моего! Радости Моего отшествия к Богу не претворяйте в плач слезами вашими. Вот, Я отхожу превыше мира Ходатаицей о вас пред Богом. С вами же Я всегда буду в мире… А вы погребите Мое Тело в Гефсиманской веси».

Настал третий час по еврейскому счислению час, и в тот же момент потолок помещения, в котором находилась Божия Матерь и все остальные, исчез в лучах вышеестественного Света. К Своей Матери сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов и Архангелов. По преданию, с Ним были и праведные души праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Божия Матерь поднялась навстречу Своему Божественному Сыну и Лик Всесвятой Госпожи блистал светом и радостью. Тогда началось Ангельское пение: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах! Се Всецарица Богоотроковица прииде, возьмите врата, и Сию премирно подымите, Присносущнаго Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем, и Той достойную честь воздати немощно».

Но и в час Своей телесной смерти Всенепорочная думала не о Себе, а о тех, кто был с Нею. Поэтому Ее последняя земная молитва к Своему Сыну была о них: «Сохраняй во всем тех, которых Ты дал Мне» и тех «кто будет призывать имя Мое и Тебя, родившегося от Меня, Сына и Бога Моего, и все их прошения к пользе исполняй».

И Господь, приняв Ее святую Душу, облек Ее, как говорится в древнем синаксаре, «как бы в оболочку, славу которой невозможно изречь; и виднелась честная Душа Ее белой, как свет». Святые апостолы Петр, Павел, Иаков и другие из числа 12-и понесли одр с телом Приснодевы к месту погребения. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской ветвью, данной Богоматери Архангелом Гавриилом, и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами. Это торжественное шествие было несколько приостановлено необычайным событием, происшедшем у всех на глазах.

Дело было в том, что иудейские первосвященники и фарисеи, пылая ненавистью к Христу, так же ненавидели и Его Пречистую Матерь. Один из них, левит Аффония хотел опрокинуть одр, на котором несли тело Пресвятой Девы несли к месту погребения, но как только он коснулся носилок, кисти его рук были отсечены Неведомой Силой. Аффония был так поражен и испуган этим, что тут же раскаялся и с верою просил прощения Матери Божией. Его руки и душа были исцелены и он примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.

На третий день после погребения Божией Матери в Иерусалим вернулся апостол Фома. Узнав о печальном событии, он умалял других апостолов показать ему тело Приснодевы Марии. Но когда камень от гроба был отвален, тело Божией Матери там не оказалось – на месте погребения лежала только Плащаница. Апостолы были чрезвычайно удивлены и опечалены тем, что тело Пресвятой Девы исчезло. Немного спустя после этого события во время трапезы они беседовали о чудесном исчезновении тела Богоматери из гроба и вдруг увидели Деву Марию, стоящую на Небесах живой со множеством Ангелов, и сияющую неизреченною славою. Апостолы исполнились радости и невольно воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Позже в память об этом событии возник обычай возношения на трапезе просфоры в честь Богоматери, названный «Чином о Панагии».

Успение Божией Матери – это не день скорби, а праздник, наполняющий душу человека небесной радостью и глубоким миром. Дева Мария покинула землю, но не оставила нас Своими молитвами и Материнской любовью.

 

"Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам"
Мф. 28, 19-20

Наши новости

О выборе священнического пути

На подготовительном отделении Миссионерских курсов в рамках проекта «Зов Божий» 5 декабря 2017 года состоялась беседа с настоятелем храма во имя великомученицы Параскевы села Кайгородское иереем Виталием Ярмуликом.

Этот проект предполагает знакомство с молодыми служителями храмов, беседы о том, как Господь призвал их на служение, что побудило их встать на этот не совсем понятный для мирского человека путь и многое другое.

 

Новое на сайте

Мы предлагаем вашему вниманию новую рубрику «Над словом Божиим», где будут публиковатся глубокие комментарии к Священному Писанию одного из виднейших проповедников Русской Православной Церкви архиепископа Онуфрия (Гагалюка).

И представляем первый материал «Мы ленивы на доброе, утомляемся от всякого нравственного напряжения, спешим к преждевременному отдыху…».

Подробнее: "Дар времени" - "Над словом Божиим" - "Мы ленивы на доброе, утомляемся от всякого нравственного напряжения, спешим к преждевременному отдыху…"

Северная Русь, широкий простор, который он так любил. Языком живописных метафор рассказывает Прянишников о путях человеческой жизни, который проходит каждый, неся свой крест.

Подробнее: "Мир вам" - "Искусство христианства" - "Благодатный поклон мастера"

В Москве есть известный художник, который половину своей жизни посвятил написанию картин великого святого исповедника, святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

Подробнее: "Мир вам" - "Искусство христианства" - "Молодые современные художники" - "«Нет у нас царя – нужен патриарх»: к 100 – летию восстановления патриаршества"

 

Cеминар «Актуальные проблемы приходского консультирования»

Продолжают работу IV Епархиальные Знаменские образовательные чтения, посвященные теме «Нравственные ценности и будущее человечества».

На секции Миссионерского отдела прошел семинар «Актуальные проблемы приходского консультирования».

5 декабря 2017 года в епархиальном управлении собрались штатные миссионеры, приходские консультанты, слушатели и преподаватели Миссионерских курсов Нижнетагильской епархии.

 

Занятие приходских консультантов

7 декабря 2017 года  в 18-00 в библиотеке Казанского монастыря (г. Нижний Тагил, ул. Выйская,32) пройдет занятие приходских консультантов.

Тема занятия: «Размышления над трудными местами Евангелия». Для миссионера-консультанта очень важно научиться работать с толкованиями святых отцов, беседами богословов и священников.

Приглашаются консультанты, помощники настоятелей по миссионерской работе и все желающие.

Телефон для справок:

8 912 651 35 57  Одинцова Наталья Павловна (Руководитель Школы приходского консультанта)

 

Библиотека духовной литературы

По благословению настоятеля храма Александра Невского (г. Нижняя Салда) протоиерея Михаила Парыгина 28 ноября 2017 года Нижнесалдинскому ОВД была подарена библиотечка духовной литературы.

Основу ее составляют Священное Писание и "Закон Божий" Серафима Слободского. Сотрудников полиции обязательно привлекут внимание книги по истории Церкви, ее таинствах, о человеческих страстях.

Есть также несколько произведений художественной литературы православных авторов, рассказывающих о жизни Псково-Печерского монастыря, о подвижниках Церкви 19-20 столетий.

Планируется библиотечку периодически пополнять.

 

Яндекс.Метрика