Пост, угодный Богу

«Постимся постом благоприятным,  благоугодным  Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, похотей отлучение» (Великопостная стихира. Ср.: Ис. 58, 6-7)

 

 

В религиозной жизни особо выделенным периодом воздержания является время поста. Постящийся воздерживается не только от тяжелой пищи, но и от развлечений, ненужных удовольствий, всего, что тянет душу вниз, к земному, что не дает ей почувствовать легкость движения к Богу. Земное! Насколько может разбухнуть от него наше сердце! Как тело, утучненное пищей, так и сердце становится приземленным, плотским. Поэтому пост нельзя сводить только к отказу от скоромной пищи: «Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, - говорит святой Иоанн Златоуст, - тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами… Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем? Пост по-иному организует жизнь человека, освобождает ее от несущественного, лишнего, способствует раскрытию лучших качеств человеческой души.

Заметно сужая круг доступных удовольствий, постящийся с удивлением открывает для себя новое измерение жизни: стесненная границами поста душа вначале бунтует, но вскоре оказывается вынуждена начать собираться, сосредоточиваться и устремляться ввысь, к главному.

Пост помогает душе осадить взвесь житейской суеты, высвободить время и силы для того, чтобы заглянуть внутрь себя и в ставшей кристально чистой глубине увидеть торчащие корни ошибок, грехов и страстей. И когда подходит время праздника, завершения постного периода, человек вдруг обнаруживает, что в его жизни откуда-то появилась новая, ранее неведомая радость – радость умения хранить себя в душевной чистоте и воздержании. 

Заповедь о посте Бог дал еще Адаму и Еве в раю:

А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17)

В новом завете Сам Господь соблюдал посты:

И, постившись сорок дней и сорок ночей, взалкал (Мф. 4, 2)

и показал нам правила для поста:

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою (Мф. 6, 16)

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 17-18)

Поститься – значит быть смиренными  и послушным сыном Святой Церкви; а не поститься – значит быть зараженным вольномыслием, самочинием и духом презорства. Поститься – значит обуздывать свою чувственность, владеть своими пожеланиями; а не поститься – значит быть рабом плоти, находиться в плену у своего чрева. Поститься – значит радеть о спасении души своей, искать свободы своему духу, стремиться во след ангелов. 

Какая польза от поста?

Первая – обуздание плоти. А это угодно, чтобы мы распинали греховную плоть свою со страстями и похотьми; умерщвление плоти – порабощение духу.

Вторая польза от поста: делает душу способной к молитве и небесному мудрованию. Пост есть как бы лествица, возводящая ум на небо; есть как бы крылья, которыми душа взлетает к Богу, к богомыслию и горнему мудрованию.

Третья польза от поста – что постом мы служим Богу, говение есть богопочитание.

Четвертое – умилостивление праведного гнева Божия.

Всех вообще призывает к такому посту св. пророк Иоиль, когда говорит: ныне говорит еще Господь: обратитесь ко мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши (Иоил.2:12-13).

Пятое – в том, что через него можно испросить у Бога временные и вечные блага

Пост – дело святое

Возьмем пост. Для некоторых людей чрево – их бог.

Православие учит воздержанию в пище: нельзя ничего вкушать до Литургии в воскресные и праздничные дни; пищу стараться готовить простую, особенно в постные дни. При приготовлении пищи обязательно молиться. Молиться надо и во время еды, тогда не переешь. Не забывай также помолиться перед едой и поблагодарить Бога после еды.

Помни, что если пища съедается молча, то она вкушается как хлеб, если же вкушается с молитвой и благодарением, то – как мед. Сказано также, что пища с разговорами, шутками, спорами, пересудами вкушается как навоз. Питая тело, не забудь питать свою душу. Для этого в монастырях (а раньше и простых домах) за трапезой читаются вслух жития святых или другие духовные книги.

 Помни, что чревоугодие – смертный грех. Сытое чрево ведет в ад. Скромная пища прививает привычку к бережливости, а это – одна из важных добродетелей.

У Господа, чтобы накормить людей была пища простая: хлеб и рыба. 12 корзин остатков собрали ученики после напитания 5000 голодных: это пример бережливости. В результате бережливости увеличиваются средства к подаче милостыни. Так одна добродетель влечет за собой другую.

 Особо почитай длительные посты в церковном посту. Почувствуй пост как праздник души. Сила поста в воздержании от зла и укреплении веры.

Пост – это любовь к ближним. Пост – дело святое. Пост – это самоуглубление, размышление о грехах: о том, как их избегать, как загладить совершенные ранее грехи, как искоренить дурные привычки, страсти.

Положи пост на пищу, глаза, уши, язык. В посту очисти себя исповедью, причастись.

Хорошо в посту вспоминать и пытаться подражать Пророку и Крестителю Господню Иоанну Предтече, который был очень неприхотлив как в пище, так и в одежде и жилье. Он жил уединенно с детства,  а это больше всего сближает человека с Богом.

Св. Отцы предупреждали нас, что в последние времена мало, кто найдет уединение. Это наблюдается сейчас: через телевизор к нам в дом входят все – и колдуны, и плясуны, и все, кого мы в живом виде и на порог бы не пустили. Аминь.

Протоиерей Валентин Мордасов

Не столько плоть, сколько сердце бывает храмом Божиим

Один телесный пост не может быть достаточным для совершенства сердца и чистоты тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пишу, насытившись которой, и без обилия телесной пищи впадет в сладострастие.

Злословие есть пища ее и притом приятная; гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая: на час насыщает душу несчастной пищей, а вместе с тем поражает и смертоносным вкусом. Зависть есть пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками и непрестанно мучит ее, бедную, благополучием чужого успеха. Тщеславие есть пища ее, которая приятным вкусом на время услаждает, а после делает душу пустой, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, лишенной всех духовных плодов: не только губит заслуги необычайных трудов, но еще навлекает большое наказание. Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца есть корм души, питающий ее вредными соками, а после оставляет ее не причастной небесного хлеба.

Итак, воздерживаясь при посте от этих страстей, сколько у нас есть сил, мы будем иметь полезный пост телесный.

Труды плоти, соединенные с сокрушением духа, составят приятнейшую жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа.

Но если, постясь телесно, мы будет опутаны гибельными пороками души, то изнурение плоти не доставит нам никакой пользы, при осквернении драгоценнейшей части (души), которая бывает жилищем Св. Духа. Ибо не столько тленная плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Св. Духа.

Следовательно, постясь по внешнему человеку, нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему человеку, которого святой апостол особенно убеждает предстать чистым Богу, чтобы удостоиться принять в себя гостя — Христа (Еф 3, 16, 17).

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин «О духе чревобесия»

Для чего нужен пост?

Пост, как и всякий подвиг, мы совершаем для себя, а не для Бога – в том смысле, что Бог не пользуется этим никоим образом, а человек – вот кто исцеляется, потому что болен не Бог, а немощный человек. Немощный человек – вот кто нуждается в исцелении, поскольку он изранен своими страстями и грехами.

Отцы говорят, что первая заповедь, которую Бог дал человеку, – это заповедь о посте. Когда Бог сказал Адаму и Еве, что они могут есть от всех деревьев в раю, но от древа познания добра и зла им есть нельзя, – это не что иное, как заповедь о посте. Иными словами, Бог не разрешил человеку есть от одного конкретного дерева, он должен был воздерживаться от него, чтобы соблюсти заповедь Божию.

В тропаре мы поем, что через вкушение запретного плода диавол вывел человека из рая, а Христос снова ввел его в рай через Крестное древо. Но и Сам Христос, когда ради нас стал Человеком, подал нам пример, постясь 40 дней и ночей в Иорданской пустыне, куда отвел Его Святой Дух.

Так  что в своей практической форме пост есть Божия заповедь, причем первая Божия заповедь. Ее нарушение привело к изгнанию человека из рая, а Христос как Новый Адам начал Свое учение, проповедь и общественную деятельность с поста – так Он подал нам пример.

Важно то, что через пост человек получает осознание своей принадлежности к телу Церкви: Церковь как тело, как одно целое верующих постится в этот период, причем вот этим способом. Это дает нам ощущение того, что мы принадлежим к телу Церкви, подчиняясь этой заповеди Церкви.  Все православные христиане по всей земле в этот день постятся, а значит, постимся и мы, значит, мы члены этого тела. Мы не можем отделяться, не можем делать что-нибудь сами, не может народ Божий идти по одному пути, а мы следовали бы по другому.

Церковь – это не что-то неопределенное, не что-то абстрактное, а тело, состоящее из людей: ты или принадлежишь к Церкви, или находишься вне ее. Мы составляем Церковь, когда мы в храме, мы составляем Церковь, когда нас двое ли трое собраны во имя Господа Иисуса Христа, и мы составляем Церковь, когда находимся в единстве с остальной Церковью.

После того как это взрастет в нас, что, по моему мнению, важнее всего, другие вещи, имеющие практическую форму, через подвиг поста начинают превращаться в блага в нашей личной жизни. Первое, что получается, – это отсечение воли, то есть ты отсекаешь свою волю. Когда Церковь говорит тебе: «Смотри, сегодня ты не будешь есть мясо, не будешь есть эту еду, а будешь есть другое», – а тебе не нравится другая еда, тебе не хочется ее, ты не любишь эту еду, которую предписывает пост, но, несмотря на это, ты ее ешь, потому что пост. Пост разрешает есть именно это, а не то, чего тебе сейчас хочется. Тебе хочется, например, шашлыка, но ты его не ешь. Значит, ты отсекаешь свою волю.

Что значит отсечение воли? Помимо всего прочего оно означает, что если ты отсекаешь свою волю в этом простом деле и в этом конкретном случае принимаешь волю Церкви, то куда больше ты научишься потом отсекать свою волю перед братом своим, перед супругой, ребенком, а тем более перед волей Божией. Когда наша воля, имеющая в себе себялюбие и массу всего еще, сталкивается с Божией волей, тогда, естественно, она, наша воля, должна быть отсечена, искоренена, она должна отступить, чтобы мы приняли волю Божию, которая выражается в заповедях Божиих.

Митрополит Лимассольский Афанасий

"Подражайте мне, как я Христу"
1 Кор. 4, 16

Наши новости

Роль теологии в современном образовании: семинар по теологии пройдет в Нижнетагильской епархии

16 октября в 14:00 в Нижнетагильском епархиальном  управлении (г. Нижний Тагил, ул. Первомайская, 15) состоится семинар по теологии.

 

 

 

Литературная гостиная «Беседа с собственным сердцем» приглашает

Тема очередной встречи: «Россия в огне революции» (по произведениям И. А. Бунина и М. А. Шолохова) 

Приближается 100-летие Русской Революции 1917 года. Целое столетие разделяет нас с трагическими событиями смены власти и братоубийственной войны. А между тем, наше общество до сих пор разделено на красных и белых. И если на протяжении семидесяти лет государство воспевало красных героев, то с началом 90-х началась другая крайность – общество стало воспевать белых. Как разрешить эту проблему?.. 

Нельзя писать историю только белой и черной краской. Возникает необходимость обратиться к русской философствующей литературе и спокойно осмыслить наше прошлое… Это один из способов приблизиться к решению проблемы «красных и белых». 

Встреча состоится 19 октября 2017 года в 18.00. в Библиотеке № 15 (г. Нижний Тагил, ул. Карла Либкнехта, 19). 

 

Семинар "Интернет-миссия: за и против"

10 октября 2017 года состоялся семинар на тему: "Интернет-миссия: за и против", который организовал Миссионерский отдел Нижнетагильской епархии с целью изучить возможности использования в миссионерской деятельности интернета, как самой динамичной и быстроразвивающейся системы обмена информацией в современном мире.

 

Близкое знакомство — первое совместное чаепитие

В рамках проекта «Душевный разговор» 3 октября 2017 года на подготовительном отделении епархиальных Миссионерских курсов прошёл традиционный вечер знакомства однокурсников.

 

 

Праздник у наших друзей

«Идут из глубины веков
И почитаются в России
Надежда, Вера и Любовь
С премудрой матерью Софией»

Нижнетагильское районное отделение «Вера, Надежда, Любовь» Общероссийской общественной организации инвалидов «Российское общество инвалидов «Содружество» 30 сентября  отмечает праздник – день святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

 

Яндекс.Метрика