Иерусалим. Город трех религий

Современный Святой Град разочаровывает одних и окрыляет других. Кто-то видит вместо ожившей Библии невыразительные развалины и слышит явно приукрашенные истории гидов. Кто-то, наоборот, ощущает себя причастным к происходившим здесь событиям, глубже проникает в смысл Евангелия, и даже меняет свою жизнь. А есть и те, кто загадывает на святынях желания и трет платок о Камень Помазания с двух сторон — чтобы получше освятить свой головной убор. Что ждет здесь православных паломников. Находят ли они то, что ищут?

Ветхозаветная история

Святой Землей называется территория нынешнего Израиля, или Палестина. Дословно выражение святая земля встречается у пророка Захарии (Зах. 2,12) и в книге Премудрости Соломона (12,3), где она названа и землей драгоценнейшей для Бога из всех других ("земля, драгоценнейшая всех у Тебя") (Прем. 12,7).

Название же Палестина означает землю Филистимлян, которые в конце XIII века до Р.Х. заняли эту территорию и дали ей название, о чем позднее и сообщает греческий историк Геродот.

Однако древнейшее библейское название этой территории - Ханаан (Суд. 4, 2), земля Ханаанская или земля Хананеев (Быт. 11,31; Исх. 3,17). Несколько позднее в Ветхом Завете она называется пределы Израильские (1 Цар. 11,3) и земля Господня (Ос. 9, 3) или просто земля (Иер.). Следовательно, по-преимуществу - Земля. Отсюда и в современном разговорном языке в Израиле она называется просто Эрец, или Хаарец.

В Новом Завете она называется землей Израилевой и землей Иудейской (Мф. 2,20; Ин. 3,22), а также землей обетованной, которую патриарх Авраам "получил в наследие" от Бога и "верою обитал он на земле обетованной, как на чужой" (Евр.11,8-9). В этих последних словах содержится высший исторический, метаисторический смысл Святой Земли.

Итак, Палестина есть земля библейская - земля священной истории и священной географии трех великих мировых религий: иудаизма, христианства и ислама. Рассмотрим ее сначала с точки зрения географии.

В наши дни библеисты называют большую географическую территорию Ближнего Востока, включающую Палестину, Сирию и Месопотамию, подходящим для нее термином - "плодородный полумесяц" (Восточное Средиземноморье). По территории этой дуги протекают четыре большие реки: Тигр, Евфрат, Оронт и Иордан, а на самой ее границе - река Нил.

Это ключевое место на стыке старых континентов нашей планеты Земли было населено с древнейших времен и представляло собой очаг цивилизации. Для Европы эта территория в действительности была прежде всего Востоком. Была и осталась, так как, несомненно, без этого настолько ей Ближнего Востока нет и самой Европы.

Так Палестина, являясь связующим звеном между Месопотамией и Египтом, одновременно была соединением и центром Востока и Запада. Эта ближневосточная территория, или, иначе, пространство восточно-средиземноморского бассейна, является колыбелью европейской цивилизации, и по своему географическому и духовному содержанию не является ни Востоком, ни Западом. Как с географической точки зрения так и с духовной, эта территория никогда не была закрытой, но находилась в постоянном контакте с Аравией и Месопотамией, через Иран (Персию) с Индией, затем через Египет и Нубию с Африкой, а также через Малую Азию и средиземноморские острова с Европой. Следовательно, Палестина постоянно контактировала с цивилизациями Месопотамии и Египта, а также с очень ранних времен - с эгейской и эллинско-римской цивилизациями и культурами. Но, как Святая Земля, Палестина обладает своей особой библейской цивилизацией, включившей в себя все три вышеназванные.

Северная часть Палестины называется Галилеей, центральная Самарией, а южная Иудеей. В Галилее расположены гора Фавор, за Геннисаретским озером Голанские высоты, и гора Сион в Иерусалиме, а к востоку от него Елеонская (Масличная) гора. На Иудейской возвышенности есть и другие горы.

Климат в Палестине разнообразный: средиземноморский, пустынный и горный, и таково же плодородие ее земли. Оно варьируется от изобилия до скудости, и поэтому в Библии эта земля называется и "землей, хорошей и пространной, где течет молоко и мед", и "землей пустой, иссохшей и безводной" (Исх.3, 8; Пс.62,2). Географическое и климатическое разнообразие Палестины как-будто предсказывало сложность ее истории, о которой мы скажем еще несколько слов.

Древнейшими жителями Палестины были хананеи, которые обитали здесь около XX века до Р.Х. Затем следуют арамеи, жившие в Палестине и Сирии около XIII века, приблизительно с того же времени - филистимляне, по которым сама земля и получила название, а также многие другие этнические группы, упоминающиеся в Библии.

Праотец еврейского народа патриарх Авраам приходит в эту землю в XIX веке до Р. Х. из Месопотамии, из Ура Халдейского (Шумерского) в южном течении Евфрата. По призыву Божию он отправляется оттуда через Харран (севернее Евфрата), откуда затем пришел и патриарх Иаков, первым названный именем Израиль (одна из этимологий "Тот который видел Бога", "который стал лицом к лицу с Богом") (Быт. гл. 32, 28), по которому и весь еврейский народ получил имя Израиль. Аврааму и его потомству Богом была обещана земля Ханаан, названная так по своим тогдашним жителям. По этому обетованию Божьему эта земля и названа землей обетованной, как об этом напоминает апостол  Павел (Евр.11,9).

Царь Давид в Иерусалиме построил царскую башню на Сионе, самом высоком месте Святого Города, а его сын Соломон воздвиг великолепный храм Божий, на горе Мориа (Храмовая гора). Здесь, по преданию, праотец Авраам, по Божией заповеди, хотел принести в жертву сына своего Исаака, а поблизости расположена гора Голгофа, на которой был распят Иисус Христос, Сын Божий.

В контексте Ветхого Завета Иерусалим понимается как символ Святой Земли и Израиля как народа, и далее - как символ всей земли и всего человечества.

Иудаизм

Одной из основных канонических книг в иудаизме признается Танах (Ветхий Завет Библии), важнейшей частью которого является Тора или Пятикнижие Моисея. В III веке н. э. иудейскими богословами были написаны комментарии к Торе, получившие название Мишна (повторение закона). Затем была составлена еще одна книга – Гемара, назначение которой – углубленное комментирование Мишны. Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозного еврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимися к сфере этики, морали, гражданского и уголовного права. В Талмуде различают галаху и агаду, которые переплетаются друг с другом. Галаха – это закон, касающийся религиозной, семейной, гражданской жизни. Агада определяет духовные основы иудаизма. Чтение Талмуда почитается как весьма ответственное занятие, разрешаемое только самим евреям.

Главной особенностью иудаизма является учение об особой роли еврейского народа. «Евреи приятнее Богу, нежели ангелы». «Как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете» – учит Талмуд. Избранничество мыслится в иудаизме как право на господство. Отвержение Христа и ожидание вместо Него другого, стало духовной причиной государственно-национальной катастрофы иудеев – в начале II века Иерусалим был разрушен, а иудеи рассеяны по свету.

Христианские святыни Иерусалима

Именно в Иерусалиме произошло Распятие Христово (на горе Голгофе) и Божественное Воскрешение, отсюда по миру разошлись апостолы, несущие Слово Господне. Поэтому в культурной традиции христианства этому городу отведено самое важное место.

Иерусалим сумел пережить множество эпох и завоеваний – владычество Византии, сделавшей христианство своей официальной религией, владычество мусульман, крестовые походы и восстановление еврейского государства. И все это время город оставался колыбелью христианства, строил величайшие святыни и берег мощи мучеников за веру. При императоре Константине в городе было воздвигнуто множество кафедральных соборов, храмов и монастырей, куда уже в течение двух тысячелетий едут паломники со всего мира.

Паломничество в Иерусалим включает в себя и обязательное посещение Эйн Карема, где родился Иоанн Креститель (Предтеча), встретились Дева Мария с матерью Иоанна Предтечи Елизаветой. Здесь вас ждут Горний православный женский монастырь, францисканский монастырь Иоанна Крестителя, монастырь Сестер Сиона (орден Богоматери). В Вифезде, у Овечьих ворот паломников ждет посещение купели, которой Иисус исцелил расслабленного, а в Гефсиманском саду вы попадете на место моления Христа с апостолами.

В ходе паломничества в Иерусалим каждому предстоит посетить Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенную еще в XII веке. Еще одна «жемчужина» – это храм Воскресения Христова с посещением места распятия на горе Голгофа. Ежегодно в Великую Субботу поблизости от него происходит схождение Благодатного огня.

Храм Гроба Господня – это не просто церковь в привычном нам смысле слова, а целый храмовый комплекс, включающий в себя Голгофу, ротонду над кувуклией, кафоликон (соборный храм, являющийся кафедральным для патриархов Иерусалимской Православной Церкви). В общей сложности в храме 42 придела, принадлежащих 6 разным Церквям.

В архитектуре Московского Кремля заложена иерусалимская символика. Кремль был символом Небесного града Иерусалим, как бы посредничающим между земным городом и высшими силами. После падения Константинополя Московское государство ощущало себя Третьим Римом, и при строительстве Кремля многое было позаимствовано у Рима второго – Константинополя. В свою очередь многие христианские символы Царьграда создавались как отражения святых мест Иерусалима, например, замок наподобие Давидова рядом с Золотыми воротами – явная отсылка к дворцу Давида и Яффским воротам. Борис Годунов вынашивал  идею построить в Кремле громадное подобие Иерусалимского храма, но так и не успел.

Исламские святыни Иерусалима

 

Исламское название Иерусалима – Медина Иль Кудс – что означает по-арабски «Город Святости». Или просто «Иль Кудс» –«Святость».

Иерусалим третий после Мекки и Медины Святой для ислама город, куда в соответствии с трактовкой 17-й Суры Корана («Перенёс ночью») Аллах переносит Пророка Своего Мохаммада (Мир ему и Благословение Всевышнего).

Мусульманский квартал в Иерусалиме занимает северо-восточную часть Старого города. На востоке он ограничен Львиными воротами, на юге – опорной стеной Храмовой горы, на западе – дорогой «Дамасские ворота».

Попасть в Мусульманский квартал можно через Дамасские, Львиные ворота и ворота Ирода.

Мусульманский квартал – необыкновенно колоритный район Старого города: шумные восточные базары, мечети, узкие улочки, ароматы пряностей и благовоний, насыщающие воздух.

На территории квартала простирается Священный двор («Харам-эш-Шериф») – место, особо почитаемое мусульманами. Мечети «Купол скалы» и «Аль-Акса», расположенные в пределах двора, являются третьими по значимости, после Мекки и Медины, святынями исламской веры. Та земля, на которой высится Купол Скалы, признается мусульманами, иудеями и христианами центром сотворения мира. Также здесь хранится камень, с которого, согласно религиозному преданию, пророк Мухаммед вознесся на небо.

***

До нас дошло «Житие и хождение Даниила, русской земли игумена» — сочинение первого русского паломника на святой земле. Там были и такие строки: «Многие добрые люди находятся дома и своими помыслами, милостыней и добрыми делами достигают мест святых и большое вознаграждение принимают от Бога, они будто бы посетили эти святые места. Многие же посетившие святые места и святой град Иерусалим, возгордились этим, как будто нечто доброе сотворили, и этим погубили усилия своего труда, из них первый я».

Иерусалим – это город, в котором началась история, и в котором она закончится.

 

 

 

"Я прославляю прославляющих Меня"
1 Цар. 2, 30

Наши новости

О выборе священнического пути

На подготовительном отделении Миссионерских курсов в рамках проекта «Зов Божий» 5 декабря 2017 года состоялась беседа с настоятелем храма во имя великомученицы Параскевы села Кайгородское иереем Виталием Ярмуликом.

Этот проект предполагает знакомство с молодыми служителями храмов, беседы о том, как Господь призвал их на служение, что побудило их встать на этот не совсем понятный для мирского человека путь и многое другое.

 

Новое на сайте

Мы предлагаем вашему вниманию новую рубрику «Над словом Божиим», где будут публиковатся глубокие комментарии к Священному Писанию одного из виднейших проповедников Русской Православной Церкви архиепископа Онуфрия (Гагалюка).

И представляем первый материал «Мы ленивы на доброе, утомляемся от всякого нравственного напряжения, спешим к преждевременному отдыху…».

Подробнее: "Дар времени" - "Над словом Божиим" - "Мы ленивы на доброе, утомляемся от всякого нравственного напряжения, спешим к преждевременному отдыху…"

Северная Русь, широкий простор, который он так любил. Языком живописных метафор рассказывает Прянишников о путях человеческой жизни, который проходит каждый, неся свой крест.

Подробнее: "Мир вам" - "Искусство христианства" - "Благодатный поклон мастера"

В Москве есть известный художник, который половину своей жизни посвятил написанию картин великого святого исповедника, святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

Подробнее: "Мир вам" - "Искусство христианства" - "Молодые современные художники" - "«Нет у нас царя – нужен патриарх»: к 100 – летию восстановления патриаршества"

 

Cеминар «Актуальные проблемы приходского консультирования»

Продолжают работу IV Епархиальные Знаменские образовательные чтения, посвященные теме «Нравственные ценности и будущее человечества».

На секции Миссионерского отдела прошел семинар «Актуальные проблемы приходского консультирования».

5 декабря 2017 года в епархиальном управлении собрались штатные миссионеры, приходские консультанты, слушатели и преподаватели Миссионерских курсов Нижнетагильской епархии.

 

Занятие приходских консультантов

7 декабря 2017 года  в 18-00 в библиотеке Казанского монастыря (г. Нижний Тагил, ул. Выйская,32) пройдет занятие приходских консультантов.

Тема занятия: «Размышления над трудными местами Евангелия». Для миссионера-консультанта очень важно научиться работать с толкованиями святых отцов, беседами богословов и священников.

Приглашаются консультанты, помощники настоятелей по миссионерской работе и все желающие.

Телефон для справок:

8 912 651 35 57  Одинцова Наталья Павловна (Руководитель Школы приходского консультанта)

 

Библиотека духовной литературы

По благословению настоятеля храма Александра Невского (г. Нижняя Салда) протоиерея Михаила Парыгина 28 ноября 2017 года Нижнесалдинскому ОВД была подарена библиотечка духовной литературы.

Основу ее составляют Священное Писание и "Закон Божий" Серафима Слободского. Сотрудников полиции обязательно привлекут внимание книги по истории Церкви, ее таинствах, о человеческих страстях.

Есть также несколько произведений художественной литературы православных авторов, рассказывающих о жизни Псково-Печерского монастыря, о подвижниках Церкви 19-20 столетий.

Планируется библиотечку периодически пополнять.

 

Яндекс.Метрика