Древнейшие храмы России

«Там, у подножия высокого Кавказа, пасутся стада многих племён этого великого народа, который я бы назвал паствой Христовой, цветом скифов и первым плодом Кавказа… иные выделяются множеством своих сил, а другие – храбростью и воинским умением, но этот победил их всех и служит только Христу. Ибо они были пленены Его всесвятыми словами и ныне славятся среди нас соблюдением обрядов и своим христианством, и рады называться слугами Христа, друзьями и союзниками христиан», - так описывал аланов один автор ещё в XIIвеке.

Алания приняла христианство от Византии в 916 году, а середины Xвека сильно сблизилась не только с Византией, но и с Абхазией, Грузией и другими православными государствами.

Тяжёлый удар Алании был нанесён монголо-татарами, окончательно захватившими в 1238-1239 гг. равнины Предкавказья. Уцелевшая часть аланов ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась с местным кавказским населением. С XIVвека среди аланов стал распространяться ислам. Прямыми потомками аланов являются современные осетины, а также, как утверждают некоторые ученые, тюркоязычные карачаевцы и балкарцы. Земли и поселения обезлюдели, а новые завоеватели принесли с собой другую религию. В силу этого обстоятельства древние храмы не использовались и постепенно разрушались под воздействием времени.

В предгорьях Кавказа в ущелье реки Большой Зеленчук в X-XIIвеках располагалось большое городское поселение с каменными строениями в несколько улиц, храмами, домами и резиденцией митрополита Алании. Городище находится на пересечении важных торговых и военных путей, на одном из ответвлений Великого Шелкового пути, а присутствие архиерейской кафедры говорит о большой значимости города. Сегодня здесь можно увидеть не только руины. Сохранились три храма, которые в научной литературе принято именовать Северным, Средним и Южным.

Зеленчукские храмы можно назвать древнейшими на территории России. О точном времени их возведения ученые до сих пор спорят. Но все они предшествуют времени постройки Десятинной церкви в Киеве.

Северный храм

Северный храм находится вне городского поселения. В группе Зеленчукских храмов он был, видимо, первым из воздвигнутых. Это самое большое сохранившееся храмовое здание Аланского государства. Стены храма в интерьере были покрыты фресковой живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней. К счастью, часть фресок в конце XIXвека зарисовал художник и археолог Д. М. Струков. По этим рисункам видно, что расписывал собор высокопрофессиональный византийский художник, так как собственных мастеров такого уровня у аланов в то время не было.    

 Северный Зеленчукский храм  — Георгиевский кафедральный собор Аланской Епархии

 

 

 

Средний храм

Храм сохранился почти полностью. Жизнь в городище продолжалась, по-видимому, до XIIIвека. Всё это время храм был, по мнению части исследователей, кафедральным собором.

 

 

 

 Южный храм

Из трех Зеленчукских храмов только в одном, Южном, проводятся регулярные богослужения. При повторном освящении в 1991 году храму было сохранено древнее посвящение пророку Илии. Храм расположен среди жилых построек Нижне-Архызского городища и отличается скромными размерами по сравнению с Северным и Средним храмами. Видимо, он входил в состав усадьбы богатой аланской семьи, был домовой церковью.

В полутора часах езды от Нижне-Архызского городища, на расстоянии около 18 километров друг от друга находятся ещё два храма того же периода.

Шоанинский храм

На левом берегу Кубани возвышается Шоанинский храм. Предположительное время постройки – 2-я половина X– начало XIвека. Скала, послужившая основанием для храма, была неровное и не могла вместить всё сооружение. Прежде, чем строить храм, зодчему пришлось с западной стороны пристроить к скале искусственную платформу и уже на ней ставить здание.

Архызский лик Спасителя

В 1999 году на другом берегу реки Большой Зеленчук, в горах, на скале точно напротив Среднего Зеленчукского храма, была открыта большая роспись – Лик Спасителя. Икона написана прямо на поверхности скалы двумя красками, белилами и суриком, и обращена на восток. Рядом с иконой были обнаружены два разграбленных древних захоронения, а сразу под Ликом – гробница, сложенная из массивных камней.»Спас Нерукотворный» привлек к себе внимание специалистов. Но ученые не пришли к единому мнению о происхождении и датировке Лика. Одни соглашаются с отнесением иконы ко времени расцвета Аланского государства, другие подвергают сомнению древность и склоняются к тому, что Лик написан в наши дни. Тем не менее, сам факт появления иконы большинством воспринимается как чудо. Архызский лик привлекает паломников, верующие люди часто посещают это место, у подножия хребта Мицешта построен храм в честь Христа Спасителя, в котором проводятся регулярные службы.

Сентинский (Тебердинский) храм

Он получил свое название по аулу Сенты (современное название – Нижняя Теберда). По ущелью издревле проходила дорога через Клухорский перевал, выводившая к абхазскому побережью Черного моря. Видимо, благодаря этому выгодному положению Тебердинское ущелье, как и Зеленчукское, было плотно заселено.

Сентинский храм стоит на скальном уступе над долиной. Вокруг него нет следов значительно поселения, лишь множество различных погребений и намогильные кресты, но на отроге, соединяющем его с массивом горы, видны следы стен и подрубки скалы – возможно, здесь находилось небольшое укрепление.    

   

Фрагменты настенной живописи Сентинского храма являются самым обширным сохранившимся фресковым комплексом на территории Алании.

На высоте более 2 метров от пола, в правой половине южной стены восточного рукава креста есть надпись на греческом языке, которая не только сообщает о строительстве храм в 965 году, но и имеет характер официального документа, свидетельствующего о законном освящении церкви (подобно современной записи на антиминсе).

   

   

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную"
Ин. 3, 16

Наши новости

Роль теологии в современном образовании: семинар по теологии пройдет в Нижнетагильской епархии

16 октября в 14:00 в Нижнетагильском епархиальном  управлении (г. Нижний Тагил, ул. Первомайская, 15) состоится семинар по теологии.

 

 

 

Литературная гостиная «Беседа с собственным сердцем» приглашает

Тема очередной встречи: «Россия в огне революции» (по произведениям И. А. Бунина и М. А. Шолохова) 

Приближается 100-летие Русской Революции 1917 года. Целое столетие разделяет нас с трагическими событиями смены власти и братоубийственной войны. А между тем, наше общество до сих пор разделено на красных и белых. И если на протяжении семидесяти лет государство воспевало красных героев, то с началом 90-х началась другая крайность – общество стало воспевать белых. Как разрешить эту проблему?.. 

Нельзя писать историю только белой и черной краской. Возникает необходимость обратиться к русской философствующей литературе и спокойно осмыслить наше прошлое… Это один из способов приблизиться к решению проблемы «красных и белых». 

Встреча состоится 19 октября 2017 года в 18.00. в Библиотеке № 15 (г. Нижний Тагил, ул. Карла Либкнехта, 19). 

 

Семинар "Интернет-миссия: за и против"

10 октября 2017 года состоялся семинар на тему: "Интернет-миссия: за и против", который организовал Миссионерский отдел Нижнетагильской епархии с целью изучить возможности использования в миссионерской деятельности интернета, как самой динамичной и быстроразвивающейся системы обмена информацией в современном мире.

 

Близкое знакомство — первое совместное чаепитие

В рамках проекта «Душевный разговор» 3 октября 2017 года на подготовительном отделении епархиальных Миссионерских курсов прошёл традиционный вечер знакомства однокурсников.

 

 

Праздник у наших друзей

«Идут из глубины веков
И почитаются в России
Надежда, Вера и Любовь
С премудрой матерью Софией»

Нижнетагильское районное отделение «Вера, Надежда, Любовь» Общероссийской общественной организации инвалидов «Российское общество инвалидов «Содружество» 30 сентября  отмечает праздник – день святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

 

Яндекс.Метрика