Наука

Историческая наука сегодня

Сегодня политическая история – смена королей, царей, восстания и войны – изучены довольно подробно. На первый план выходят новые вопросы – сознание и картина мира Человека прошлого, сущностные черты мировых цивилизаций, место религии в жизни человека –  современный  специалист по истории Средневековья не может обойтись без знания христианского богословия. История сегодня становится историей конкретного вопроса: история климата, история пищи и даже история тюрьмы, безумия, мусора… 

Историческая наука развивается быстро. Сегодня среди огромного количества популярных, а подчас и просто околонаучных (околоисторических) работ можно выделить небольшой круг по-настоящему качественных научных монографий. Чаще всего они посвящены изучению вопросов истории XX века.

В работах, посвященных средневековой России часто применяется биографический метод (смотрите, например: Боханов А. Н. «Царь Иоанн IV Грозный», его же «Царь Алексей Михайлович». Тем не менее, есть и работы, посвященные изучению конкретных явлений. Среди таких работ хотелось бы отметить следующие: Юрганов А. Л. «Убить беса. Путь от Средневековья к Новому времени», Талина Г. В. «Выбор пути: Русское самодержавие второй половины XVII – первой четверти XVIII века», Юзефович Л. Путь посла. Русский посольский обычай. Обиход. Этикет. Церемониал. Конец XV – первая половина XVII в.». И кончено нельзя не сказать о блестящих работах мастера И. Я. Фроянова «Драма русской истории», «Грозная опричнина».

Каких только методов нет в арсенале современного историка! Какого разнообразия проблем он может коснуться в своем исследовании. Люсьен Февр обратился к изучению эмоций людей прошлого – любви, жестокости… История становится историей проблемы, в этом направлении плодотворно работал Фернан Бродель, создавший свою трёхтомную работу «Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV –XVIII в.». Бурно развивается история повседневности, постепенно реконструируется история пищи, поражает воображение история мусора (смотрите работу Катрин де Сильги «История мусора»). Сегодня историк может применить цивилизационный подход и освятить историю огромного региона, длительного отрезка времени, а может во всех подробностях изучить один день из жизни одной деревни, применив метод микроистории.

Классика исторической науки давно ждет своих читателей на полках библиотек. И может быть, кто-нибудь, прочитав многотомники М. М. Щербатова, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, еще воскликнет «Оказывается, у меня есть Отечество!».

Советская историография (нарочно или нечаянно) стала продолжательницей классических традиций – та же фактографичность, та же скрупулезность в исследованиях, тот же материализм (мало характерный для Н. М. Карамзина, но характерный, например, для В. О. Ключевского). К тому же советские историки вынуждены были делать ссылки на труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина.

Так бы и оставалась историческая наука скованной позитивизмом, если бы не Марк Блок и Люсьен Февр – основатели школы «Анналов» – школы исторического синтеза. Они внедрили в историческую науку новые методы – методы других наук и вдохновили не одно поколение историков. Теперь историки обратились к изучению глубин духовного мира человека ушедших эпох, сконцентрировали свое внимание на ментальном, а не на материальном. Они доказали, что не социально-экономические отношения являются движущей силой исторического развития, но – стереотипы сознания.

Авторы теории модернизации предложили работать с такими понятиями как «традиция» и «современность». С ростом городов, обмирщением сознания и классобразованием современность начинает вытеснять традицию. Искать остатки традиционного сознания в современном очень интересно.

Не так давно постмодернисты громко заявили о своем желании писать историю, не имея специальной подготовки, сведя историю к дискурсу (тексту). Но как можно реконструировать историю без привлечения вещественных и изобразительных источников?

Много работы еще предстоит профессиональным историкам. Пожелтевшие рукописи, раскопанные и не раскопанные древности, старинные картины и гобелены еще откроют нам множество тайн…

"Надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов"
Лк. 24, 46-47

Наши новости

О выборе священнического пути

На подготовительном отделении Миссионерских курсов в рамках проекта «Зов Божий» 5 декабря 2017 года состоялась беседа с настоятелем храма во имя великомученицы Параскевы села Кайгородское иереем Виталием Ярмуликом.

Этот проект предполагает знакомство с молодыми служителями храмов, беседы о том, как Господь призвал их на служение, что побудило их встать на этот не совсем понятный для мирского человека путь и многое другое.

 

Новое на сайте

Мы предлагаем вашему вниманию новую рубрику «Над словом Божиим», где будут публиковатся глубокие комментарии к Священному Писанию одного из виднейших проповедников Русской Православной Церкви архиепископа Онуфрия (Гагалюка).

И представляем первый материал «Мы ленивы на доброе, утомляемся от всякого нравственного напряжения, спешим к преждевременному отдыху…».

Подробнее: "Дар времени" - "Над словом Божиим" - "Мы ленивы на доброе, утомляемся от всякого нравственного напряжения, спешим к преждевременному отдыху…"

Северная Русь, широкий простор, который он так любил. Языком живописных метафор рассказывает Прянишников о путях человеческой жизни, который проходит каждый, неся свой крест.

Подробнее: "Мир вам" - "Искусство христианства" - "Благодатный поклон мастера"

В Москве есть известный художник, который половину своей жизни посвятил написанию картин великого святого исповедника, святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

Подробнее: "Мир вам" - "Искусство христианства" - "Молодые современные художники" - "«Нет у нас царя – нужен патриарх»: к 100 – летию восстановления патриаршества"

 

Cеминар «Актуальные проблемы приходского консультирования»

Продолжают работу IV Епархиальные Знаменские образовательные чтения, посвященные теме «Нравственные ценности и будущее человечества».

На секции Миссионерского отдела прошел семинар «Актуальные проблемы приходского консультирования».

5 декабря 2017 года в епархиальном управлении собрались штатные миссионеры, приходские консультанты, слушатели и преподаватели Миссионерских курсов Нижнетагильской епархии.

 

Занятие приходских консультантов

7 декабря 2017 года  в 18-00 в библиотеке Казанского монастыря (г. Нижний Тагил, ул. Выйская,32) пройдет занятие приходских консультантов.

Тема занятия: «Размышления над трудными местами Евангелия». Для миссионера-консультанта очень важно научиться работать с толкованиями святых отцов, беседами богословов и священников.

Приглашаются консультанты, помощники настоятелей по миссионерской работе и все желающие.

Телефон для справок:

8 912 651 35 57  Одинцова Наталья Павловна (Руководитель Школы приходского консультанта)

 

Библиотека духовной литературы

По благословению настоятеля храма Александра Невского (г. Нижняя Салда) протоиерея Михаила Парыгина 28 ноября 2017 года Нижнесалдинскому ОВД была подарена библиотечка духовной литературы.

Основу ее составляют Священное Писание и "Закон Божий" Серафима Слободского. Сотрудников полиции обязательно привлекут внимание книги по истории Церкви, ее таинствах, о человеческих страстях.

Есть также несколько произведений художественной литературы православных авторов, рассказывающих о жизни Псково-Печерского монастыря, о подвижниках Церкви 19-20 столетий.

Планируется библиотечку периодически пополнять.

 

Яндекс.Метрика