Наука

Историческая наука сегодня

Сегодня политическая история – смена королей, царей, восстания и войны – изучены довольно подробно. На первый план выходят новые вопросы – сознание и картина мира Человека прошлого, сущностные черты мировых цивилизаций, место религии в жизни человека –  современный  специалист по истории Средневековья не может обойтись без знания христианского богословия. История сегодня становится историей конкретного вопроса: история климата, история пищи и даже история тюрьмы, безумия, мусора… 

Историческая наука развивается быстро. Сегодня среди огромного количества популярных, а подчас и просто околонаучных (околоисторических) работ можно выделить небольшой круг по-настоящему качественных научных монографий. Чаще всего они посвящены изучению вопросов истории XX века.

В работах, посвященных средневековой России часто применяется биографический метод (смотрите, например: Боханов А. Н. «Царь Иоанн IV Грозный», его же «Царь Алексей Михайлович». Тем не менее, есть и работы, посвященные изучению конкретных явлений. Среди таких работ хотелось бы отметить следующие: Юрганов А. Л. «Убить беса. Путь от Средневековья к Новому времени», Талина Г. В. «Выбор пути: Русское самодержавие второй половины XVII – первой четверти XVIII века», Юзефович Л. Путь посла. Русский посольский обычай. Обиход. Этикет. Церемониал. Конец XV – первая половина XVII в.». И кончено нельзя не сказать о блестящих работах мастера И. Я. Фроянова «Драма русской истории», «Грозная опричнина».

Каких только методов нет в арсенале современного историка! Какого разнообразия проблем он может коснуться в своем исследовании. Люсьен Февр обратился к изучению эмоций людей прошлого – любви, жестокости… История становится историей проблемы, в этом направлении плодотворно работал Фернан Бродель, создавший свою трёхтомную работу «Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV –XVIII в.». Бурно развивается история повседневности, постепенно реконструируется история пищи, поражает воображение история мусора (смотрите работу Катрин де Сильги «История мусора»). Сегодня историк может применить цивилизационный подход и освятить историю огромного региона, длительного отрезка времени, а может во всех подробностях изучить один день из жизни одной деревни, применив метод микроистории.

Классика исторической науки давно ждет своих читателей на полках библиотек. И может быть, кто-нибудь, прочитав многотомники М. М. Щербатова, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, еще воскликнет «Оказывается, у меня есть Отечество!».

Советская историография (нарочно или нечаянно) стала продолжательницей классических традиций – та же фактографичность, та же скрупулезность в исследованиях, тот же материализм (мало характерный для Н. М. Карамзина, но характерный, например, для В. О. Ключевского). К тому же советские историки вынуждены были делать ссылки на труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина.

Так бы и оставалась историческая наука скованной позитивизмом, если бы не Марк Блок и Люсьен Февр – основатели школы «Анналов» – школы исторического синтеза. Они внедрили в историческую науку новые методы – методы других наук и вдохновили не одно поколение историков. Теперь историки обратились к изучению глубин духовного мира человека ушедших эпох, сконцентрировали свое внимание на ментальном, а не на материальном. Они доказали, что не социально-экономические отношения являются движущей силой исторического развития, но – стереотипы сознания.

Авторы теории модернизации предложили работать с такими понятиями как «традиция» и «современность». С ростом городов, обмирщением сознания и классобразованием современность начинает вытеснять традицию. Искать остатки традиционного сознания в современном очень интересно.

Не так давно постмодернисты громко заявили о своем желании писать историю, не имея специальной подготовки, сведя историю к дискурсу (тексту). Но как можно реконструировать историю без привлечения вещественных и изобразительных источников?

Много работы еще предстоит профессиональным историкам. Пожелтевшие рукописи, раскопанные и не раскопанные древности, старинные картины и гобелены еще откроют нам множество тайн…

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную"
Ин. 3, 16

Наши новости

Школа "Азы Православия"

15 февраля в библиотеке №14 (г. Нижний Тагил, ул. Техническая, 3) состоялось занятие  в школе "Азы Православия " для пенсионеров и инвалидов Тагилстроевского района, посвященное празднику Масленица.

 

 

Новое имя в литературе: Николай Гаврилов

В праздник Сретения в Литературной гостиной «Беседа с собственным сердцем» произошла встреча с творчеством минского писателя Николая Гаврилова.

 

 

 

Приглашаем всех желающих на заседание Литературной гостиной

Дорогие друзья!

Нравится ли вам художественная литература, поднимающая серьёзные вопросы?

Многие современные авторы пишут «лёгкие» книги для неутомительного чтения. Но белорусский писатель Николай Гаврилов продолжает традиции русского реализма, его романы «Разорвать тишину», «И, отрёт Бог всякую слезу» и рассказ «Хлеб» посвящены истории Большого террора, Великой Отечественной войне и войне в Донбассе.

На встрече в Литературной гостиной состоится презентация произведений писателя, к сожалению, малоизвестного сегодня широкому кругу читателей.

Литературная гостиная состоится  15 февраля 2016 года в 18-00 в библиотеке № 15 (г. Нижний Тагил, ул. К. Либкнехта, 19)

 

У каждого свое испытание

Участники проекта «Кинопанорама», посмотрев российский фильм режиссера Егора Баранова «Иерей-сан. Исповедь самурая», собрались для его обсуждения в Библиотеке №15. 

 

Проект "Право, славно отдыхаем"

Вне учебное общение

Жизнь Миссионерских курсов чрезвычайно разнообразна, и в течение года по различным темам реализуются проекты, которые не только помогают укрепиться в вере, но и расширить свой кругозор.

 

Яндекс.Метрика