Наука

Историческая наука сегодня

Сегодня политическая история – смена королей, царей, восстания и войны – изучены довольно подробно. На первый план выходят новые вопросы – сознание и картина мира Человека прошлого, сущностные черты мировых цивилизаций, место религии в жизни человека –  современный  специалист по истории Средневековья не может обойтись без знания христианского богословия. История сегодня становится историей конкретного вопроса: история климата, история пищи и даже история тюрьмы, безумия, мусора… 

Историческая наука развивается быстро. Сегодня среди огромного количества популярных, а подчас и просто околонаучных (околоисторических) работ можно выделить небольшой круг по-настоящему качественных научных монографий. Чаще всего они посвящены изучению вопросов истории XX века.

В работах, посвященных средневековой России часто применяется биографический метод (смотрите, например: Боханов А. Н. «Царь Иоанн IV Грозный», его же «Царь Алексей Михайлович». Тем не менее, есть и работы, посвященные изучению конкретных явлений. Среди таких работ хотелось бы отметить следующие: Юрганов А. Л. «Убить беса. Путь от Средневековья к Новому времени», Талина Г. В. «Выбор пути: Русское самодержавие второй половины XVII – первой четверти XVIII века», Юзефович Л. Путь посла. Русский посольский обычай. Обиход. Этикет. Церемониал. Конец XV – первая половина XVII в.». И кончено нельзя не сказать о блестящих работах мастера И. Я. Фроянова «Драма русской истории», «Грозная опричнина».

Каких только методов нет в арсенале современного историка! Какого разнообразия проблем он может коснуться в своем исследовании. Люсьен Февр обратился к изучению эмоций людей прошлого – любви, жестокости… История становится историей проблемы, в этом направлении плодотворно работал Фернан Бродель, создавший свою трёхтомную работу «Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV –XVIII в.». Бурно развивается история повседневности, постепенно реконструируется история пищи, поражает воображение история мусора (смотрите работу Катрин де Сильги «История мусора»). Сегодня историк может применить цивилизационный подход и освятить историю огромного региона, длительного отрезка времени, а может во всех подробностях изучить один день из жизни одной деревни, применив метод микроистории.

Классика исторической науки давно ждет своих читателей на полках библиотек. И может быть, кто-нибудь, прочитав многотомники М. М. Щербатова, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, еще воскликнет «Оказывается, у меня есть Отечество!».

Советская историография (нарочно или нечаянно) стала продолжательницей классических традиций – та же фактографичность, та же скрупулезность в исследованиях, тот же материализм (мало характерный для Н. М. Карамзина, но характерный, например, для В. О. Ключевского). К тому же советские историки вынуждены были делать ссылки на труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина.

Так бы и оставалась историческая наука скованной позитивизмом, если бы не Марк Блок и Люсьен Февр – основатели школы «Анналов» – школы исторического синтеза. Они внедрили в историческую науку новые методы – методы других наук и вдохновили не одно поколение историков. Теперь историки обратились к изучению глубин духовного мира человека ушедших эпох, сконцентрировали свое внимание на ментальном, а не на материальном. Они доказали, что не социально-экономические отношения являются движущей силой исторического развития, но – стереотипы сознания.

Авторы теории модернизации предложили работать с такими понятиями как «традиция» и «современность». С ростом городов, обмирщением сознания и классобразованием современность начинает вытеснять традицию. Искать остатки традиционного сознания в современном очень интересно.

Не так давно постмодернисты громко заявили о своем желании писать историю, не имея специальной подготовки, сведя историю к дискурсу (тексту). Но как можно реконструировать историю без привлечения вещественных и изобразительных источников?

Много работы еще предстоит профессиональным историкам. Пожелтевшие рукописи, раскопанные и не раскопанные древности, старинные картины и гобелены еще откроют нам множество тайн…

"Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного"
Мф. 5, 16

Наши новости

Роль теологии в современном образовании: семинар по теологии пройдет в Нижнетагильской епархии

16 октября в 14:00 в Нижнетагильском епархиальном  управлении (г. Нижний Тагил, ул. Первомайская, 15) состоится семинар по теологии.

 

 

 

Литературная гостиная «Беседа с собственным сердцем» приглашает

Тема очередной встречи: «Россия в огне революции» (по произведениям И. А. Бунина и М. А. Шолохова) 

Приближается 100-летие Русской Революции 1917 года. Целое столетие разделяет нас с трагическими событиями смены власти и братоубийственной войны. А между тем, наше общество до сих пор разделено на красных и белых. И если на протяжении семидесяти лет государство воспевало красных героев, то с началом 90-х началась другая крайность – общество стало воспевать белых. Как разрешить эту проблему?.. 

Нельзя писать историю только белой и черной краской. Возникает необходимость обратиться к русской философствующей литературе и спокойно осмыслить наше прошлое… Это один из способов приблизиться к решению проблемы «красных и белых». 

Встреча состоится 19 октября 2017 года в 18.00. в Библиотеке № 15 (г. Нижний Тагил, ул. Карла Либкнехта, 19). 

 

Семинар "Интернет-миссия: за и против"

10 октября 2017 года состоялся семинар на тему: "Интернет-миссия: за и против", который организовал Миссионерский отдел Нижнетагильской епархии с целью изучить возможности использования в миссионерской деятельности интернета, как самой динамичной и быстроразвивающейся системы обмена информацией в современном мире.

 

Близкое знакомство — первое совместное чаепитие

В рамках проекта «Душевный разговор» 3 октября 2017 года на подготовительном отделении епархиальных Миссионерских курсов прошёл традиционный вечер знакомства однокурсников.

 

 

Праздник у наших друзей

«Идут из глубины веков
И почитаются в России
Надежда, Вера и Любовь
С премудрой матерью Софией»

Нижнетагильское районное отделение «Вера, Надежда, Любовь» Общероссийской общественной организации инвалидов «Российское общество инвалидов «Содружество» 30 сентября  отмечает праздник – день святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

 

Яндекс.Метрика